История, как известно, повторяется сначала как трагедия и только потом уже как фарс. Эту старую истину в очередной раз подтвердила конференция коалиции «Другая Россия», прошедшая в минувшие выходные.
Год назад, когда коалиция только образовывалась, ее учредительное собрание напоминало абсурдное политическое шоу с мордобоем, признаниями в обоюдной дружбе Каспарова и Лимонова и приветствием посла британской демократии Энтони Брентона сталинисту Виктору Анпилову. Зато нынешняя конференция коалиции, которая проходила 7–8 июля в столичной гостинице Holiday Inn Moscow Lesnaya, больше напоминала трагедию для тех, кто стоял у истоков «Другой России».
«С самого начала говорили, что трудно создать и тем более или удержать на сцене коалицию, – пояснил политолог Дмитрий Орешкин, – собранную из столь противоположных разнообразных политических течений, как, например, ультралевые и достаточно правые. Получилось как в басне про лебедя, рака и щуку».
Не приходится удивляться, что практически все более менее известные политики, прежде связанные с коалицией, последнее мероприятие «Другой России» проигнорировали на удивление единодушно.
Первым траурную речь над гробом коалиции произнес экс-премьер Михаил Касьянов, который, похоже, поначалу возлагал на «Другую Россию» большие надежды: «Другая Россия» выполнила свою миссию». Касьянова поддержали сопредседатели «Всероссийского гражданского конгресса» Георгий Сатаров, Людмила Алексеева и Александр Аузан, заявившие, что в таком мероприятии не будут участвовать. Мол, «Другая Россия» задумывалась как коалиционное предприятие, но стало в итоге сепаратным.
Да что там Сатаров с Алексеевой! Даже Виктор Анпилов отказал другороссам в доверии. На этот раз не подвело политическое чутье и столь заметную на левом фланге фигуру, как Сергей Глазьев, который заявил о своем разрыве отношений с «Другой Россией» чуть ранее. Солидные политические бонзы, представляющие «Яблоко», СПС, КПРФ, еще в прошлом году дистанцировались от коалиции Касьянова и Лимонова. Депутат Госдумы Владимир Рыжков назвал проведение конференции ошибкой и в зале даже не появился. Более того, похоже, даже между Гарри Каспаровым и Эдуардом Лимоновым (из сторонников которых «Другая Россия» сегодня фактически и состоит) пробежала черная кошка – на мероприятии они предпочли усесться подальше друг от друга.
«Вся история проигрышей демократов начиная с 2003 года – это история их неумения договариваться, – препарировала внутриоппозиционные разногласия Ирина Хакамада, которая еще год назад приветствовала создание коалиции. – Сейчас все то же самое произошло в «Другой России». Даже когда оттуда вышел Михаил Касьянов со своими сторонниками, они снова не договорились».
Выдвинуть единого кандидата от оппозиции, как многие ожидали в преддверии конференции, «Другой России» действительно не удалось. Соглашения достигли лишь в отношении проведения региональных праймериз, да и те отложили.
«Мы намерены провести в середине осени съезд «Другой России», с тем чтобы решить вопрос о выдвижении единого кандидата», – пообещал Каспаров. Но и тут, похоже, единства в рядах оппозиции нет. Не случайно заявление Каспарова тут же вызвало негативную реакцию его «единомышленника» Андрея Илларионова, заявившего, что участвовать в выборах вообще не имеет смысла.
Процесс раскола коалиции окончательно приобрел необратимый характер. Оппозиционные политики и общественные деятели, год назад стоявшие у истоков «Другой России», теперь становятся в очередь, чтобы от нее откреститься. «Я никогда не идентифицировался как член «Другой России», – оправдывался перед журналистами правозащитник Лев Пономарев, пришедший, по его словам, на мероприятие в качестве наблюдателя.
Вот как определил итоги конференции известный российский политолог, член Общественной палаты РФ Сергей Марков: «Совершенно очевидно, что проект «Другая Россия» находится в кризисе и близок к ликвидации».