После того как стало ясно, что США – традиционный главный партнер России в космосе – намерены по завершении программы Международной космической станции (МКС) «Альфа» осваивать внеземное пространство самостоятельно, перед Москвой встал вопрос: если и дальше сотрудничать в области пилотируемой космонавтики, то с кем? Очевидно, с теми странами, которые продемонстрировали желание и возможность создавать технику для жизни и работы людей за пределами атмосферы. Это в первую очередь Европа и Япония, участвующие вместе с Россией и США в программе МКС, а также Китай.
В силу геополитических предпочтений Европа была бы наиболее желательным партнером для нашей страны по сотрудничеству в области пилотируемой космонавтики. Пока оно есть только в рамках создания «Усовершенствованной пилотируемой транспортной системы» (ACTS) и только на уровне предварительного проектирования. В перспективе в основу ACTS, возможно, будет положена конструкция российского шестиместного крылатого «Клипера» (который тоже пока существует лишь в виде макета). Однако в настоящее время европейские партнеры проявляют повышенный интерес к модификации корабля «Союз», который находится в эксплуатации более 40 лет. Цель модификации – увеличить корабль и приспособить к операциям за пределами околоземной орбиты.
Что касается космической деятельности, более интенсивной и широкомасштабной, чем развитие технически и морально устаревшей конструкции «Союза», то здесь никакого российско-европейского альянса пока не просматривается. Чтобы такое стало возможно, отметил один из ведущих европейских экспертов по космической политике, близкий к Европейскому космическому агентству, необходимы два условия.
Первое – Россия должна начать осуществлять новую космическую программу, по реалистичности и реализуемости намного превосходящую ту, которую предлагала ракетно-космическая корпорация «Энергия» (полеты на Луну с целью добычи там изотопа водорода гелий-3 – перспективного топлива для термоядерных электростанций). Второе – Европа должна резко увеличить финансирование пилотируемой космонавтики, что станет возможным не раньше середины следующего десятилетия.
Перейдем к Китаю. Видное с первого взгляда близкое родство между китайским пилотируемым кораблем «Шеньчжоу» и российским «Союзом» убедительно говорит о продуктивности сотрудничества в космосе. Что же касается широкомасштабного и долгосрочного взаимодействия с Китаем (например, по освоению Луны или Марса), то здесь есть две проблемы. Первая – активное «заимствование», в том числе и не всегда легальными способами, этой страной технологий у партнера при одновременном игнорировании авторских прав на них. Вторая – то, что, по мнению американских политологов, Китай наравне с исламскими странами представляет главную угрозу для США в XXI веке. Сотрудничество с Поднебесной в сфере технологий двойного использования может стать источником напряженности в российско-американских отношениях.
Япония в принципе согласилась присоединиться к программе ACTS, если в ней будет участвовать Европа. Вспомним, однако, как во время пересмотра конструкции МКС в 1994 году Токио категорически настаивал на том, чтобы японский модуль не соседствовал с российским. Причина – нерешенность проблемы «северных территорий». Нетрудно предположить, что та же проблема воспрепятствует ощутимому сотрудничеству в сфере освоения космоса.
Без учета политических факторов, препятствующих сотрудничеству, взаимодействие перечисленных стран и регионов с РФ в области пилотируемой космонавтики возможно с технической точки зрения лишь в трех случаях. Первый – Россия затормозит развитие ракетно-космической техники, чтобы потенциальные партнеры смогли ее догнать на этом направлении (что невыгодно России). Второй – Россия поможет им развить собственные космические отрасли. Это также невыгодно ей, ибо она своими руками будет создавать себе конкурентов. Третий – они просто заплатят России за создание новой техники, которой потом вопользуются (что невыгодно им, ибо это не будет стимулировать развитие их высоких технологий). Так что в обозримом будущем России придется рассчитывать исключительно на свои силы.