Команду Юрия Лужкова заставили поволноваться.
Фото Сергей Приходько (НГ-фото)
Вчерашнее заседание Мосгордумы прошло с аншлагом: утверждалась внесенная президентом кандидатура Юрия Лужкова на пост мэра Москвы. Как и ожидалось, Лужков одержал полную викторию. Против были только КПРФ - по принципиальным соображениям.
Далеко не каждый желающий попал на мероприятие: бюро пропусков атаковали недовольные закрытостью власти горожане. А вход в МГД пикетировали молодые эспээсовцы, не согласные с решением Владимира Путина. Правда, недолго. Когда за дело взялась милиция, молодые люди, одетые в майки с надписью «Мы хотим сами выбирать мэра!», частично были препровождены в отделение. Остальные -ретировались. Безболезненно в здание удалось проникнуть только депутатам муниципий, которые тут же раздали журналистам антилужковские листовки.
Обстановка накалялась. Лужков прибыл в МГД за 20 минут до начала заседания – очевидно, чтобы не продираться сквозь толпу журналистов. Его уже ждал сотрудник ФСО, державший наготове лифтовую кабину. И оставшийся в ней до конца.Официально представил депутатам нового-старого мэра полпред в ЦФО Георгий Полтавченко. Напомним, именно его некоторое время назад называли одной из наиболее вероятных фигур на этот пост. Его представление было лишено всяких эмоций. Попытка произнести несколько теплых слов в адрес Лужкова: «От себя хочу добавить...» окончилась очередным подтверждением, что Лужков показал себя эффективным руководителем. В заключение Полтавченко мэра сомнительно похвалил – за то, что тот «не утратил интереса к работе» и еще «имеет потенциал для еще одного срока».
По унылому виду бессменного столичного градоначальника, вышедшего после полпреда к трибуне, можно было подумать, что процесс переназначения не прошел для него без потерь. Он явно нервничал, как мальчишка, которого в первый раз поставили на ворота любимой команды. Лужкову, казалось, трудно было дышать. Он читал доклад, не отрывая взгляда от бумаги, расставляя ударения и паузы почти наугад. И теребил в руках очки.
Живое слово в речи Лужкова прорезалось только когда он заговорил о семье, яслях, демографии и жилье для молодых москвичей. Перечислив все категории обиженных жизнью избирателей, которым он готовится помогать, а также изъявив полную готовность искоренить вечные проблемы московских дорог и бюрократов, Лужков вернул себе обычную уверенность. Длинные паузы сменились энергией и смысловыми ударениями почти в каждом слове. Так что когда он остановился на политическом моменте, то слова его звучали более чем убедительно. «Мы будем поддерживать многообразие политических процессов. Но для тех, кто разжигает и проповедует идеи нетерпимости, национализма, ксенофобии, Москва станет закрытым городом», – сообщил Лужков и приготовился слушать вопросы оппозиционных депутатов (единороссы отказались от этой привилегии под предлогом того, что они доверяют выбору Путина), скрестив руки на груди в так называемом психологическом замке.
Лидер фракции «Яблоко» Сергей Митрохин чуть не подвел Лужкова под монастырь своим вопросом. Он попросил мэра высказать мнение по поводу отмены выборности глав регионов, по крайней мере в Москве и Санкт-Петербурге. А также поинтересовался, не считает ли он, что в связи со сложившейся ситуацией можно было бы наделять дополнительными полномочиями выборные органы, например, МГД. Трудно было ожидать от довольно демократичного мэра Москвы в такую ответственную минуту чего-либо необычного в суждениях. Митрохин и не дождался. Градоначальник высказался в том смысле, что ему «было бы комфортнее, если бы его избирали москвичи», но в целом полномочий ему и так достаточно.
Поддерживать кандидатуру тоже первым вышло «Яблоко». Напомним: в партии разгорелся нешуточный скандал по поводу отношения к Лужкову. Недавно федеральное руководство этой структуры решило поддержать переназначение мэра, по слухам, договорившись с правительством о сотрудничестве. Против выступило молодежное крыло партии. Да и Митрохин еще на днях был преисполнен недовольства мэром. Так что за трибуной ему было трудно перестроиться с критического на хвалебный лад. В итоге вместо 5 минут он выступал 7. После пришлось взять еще 30 секунд, так как он не сказал заветную фразу, рекомендованную партией.
КПРФ было намного легче. Глава фракции Владимир Улас заявил, что поддержать Лужкова сейчас значило бы укрепить авторитет их главного оппонента – «Единой России», в руководство которой он входит и список которой возглавит через несколько месяцев. По итогам голосования в рядах коммунистов обнаружился «саботажник»: в МГД их 4-ро, а всего голосовали «против» только трое. Глава фракции ЕР Андрей Метельский упрекнул думцев, что те переводят все в политплоскость в то время, когда «Лужкову доверие оказал президент». И закончил многозначительной фразой: «Кто не с нами в ногу, тому с нами не по пути...». В смысле - с партией власти.