Верховный суд намерен законодательным образом оппонировать Министерству финансов: ведомство Алексея Кудрина требует от судей уплаты 46 млн. руб. в качестве налога на имущество. В конфликте этом принцип разделения властей проходит серьезное испытание на прочность.
ВС уже направил в нижнюю палату поправку к бюджету 2007 года, чтобы получить дополнительные ассигнования на эту же сумму. Чтобы тут же перечислить в казну. Минфин же предлагает верховным судьям изыскать внутренние резервы. Суд предлагает Думе изменить расходы и размер бюджетного профицита: первые должны быть увеличены, а второй – уменьшен на сумму 46 млн. 318 тыс. 300 руб. Эту поправку и будут теперь изучать думские комитеты – по конституционному законодательству и госстроительству и по бюджету. При этом им предстоит запросить официальное мнение правительства, откуда, собственно, и поступило указание заплатить спорный налог. Суть конфликта: судьи, добросовестно выполнив правительственное распоряжение о проведении переоценки основных средств бюджетных учреждений, а потом еще и зарегистрировав отреставрированное недавно здание своей резиденции на Поварской улице, неожиданно оказались в должниках.
Напомним: год назад Владимир Путин специально съездил в гости к главным юристам страны, которые похвалились главе государства своим обновленным офисом. Президент одобрил эффективность расходования примерно 3 млрд. бюджетных денег, попросив взамен всего лишь повысить «качество правосудия». И тут пришел Минфин, испортивший судьям праздник.
Узнав о необходимости заплатить дополнительный налог, ВС обращался в Минфин на протяжении года целых четыре раза, но оттуда ответили только дважды, и, разумеется, отрицательно. Министерство финансов, отмечается в пояснительной записке к судейскому законопроекту, ссылается на отсутствие в бюджете на 2007 год свободных нераспределенных средств. Что, на взгляд судей, вступает в противоречие с частью 2 статьи 1 Закона «О федеральном бюджете на 2007 год», где установлено превышение доходов над расходами федерального бюджета в 2007 году в сумме 1 триллион 501 миллиард 837 миллионов 300 тысяч рублей. Минфин, сетует ВС, «предлагает суду решить указанный вопрос путем перераспределения текущих расходов».
Из профицита бюджета судьи и намерены получить свои 46 миллионов, а предлагаемое Минфином решение проблемы они считают «неприемлемым». Главный довод ВС: «Изъятие столь значительных сумм из уже запланированных расходов на оплату услуг связи, коммунальных услуг и услуг по содержанию имущества отрицательно повлияет на выполнение функций Верховного Суда РФ».
Однако Кудрин и его команда в просьбах отказывают. Жертва притязаний не сдается и переводит конфликт в политическое русло, фактически обвиняя главное финансовое ведомство страны в антиконституционных действиях. «В соответствии со статьей 124 Конституции РФ финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия», – напоминает ВС РФ депутатам, отмечая, что как раз такая возможность из-за упрямства Минфина и пропадает.
Абсурд в том, что доводы судей опровергнуть нельзя. В правительстве понимают: как бюджетная организация, ВС не зарабатывает, а заплатить сможет только если переформатирует в сторону сокращения свои текущие расходы. А если Дума примет поправку Верховного суда, то все сведется к перекладыванию денег из одного кармана в другой. Впрочем, положительного заключения из правительства думцы вряд ли дождутся. А к проявлению самостоятельной позиции депутаты не готовы: министры уже привыкли к парламенту, послушно штампующему любые инициативы, исходящие из Белого дома. В данном случае последствия могут оказаться серьезнее. Речь идет о попытке исполнительной власти продиктовать свою волю власти судебной. И если номер удастся (с помощью так называемой власти законодательной), сам принцип разделения властей окажется под угрозой.