Союз ГУАМ был создан в Вашингтоне во время натовского саммита в 1999 году, после чего стал международно признанной организацией. С тех пор прошло почти десятилетие, в течение которого ГУАМ не смог стать ни альтернативой СНГ, ни трамплином для стран – участников объединения в интеграционном процессе в такие евроатлантические структуры, как НАТО и Евросоюз. ГУАМ не смог также стать некой военной структурой, обеспечивающей охрану газового и нефтяного транзита из Каспийского региона на западные рынки. Страны старой Европы практически обошли вниманием появление, цели и действия ГУАМ, в первую очередь чтобы не спровоцировать конфликт с Россией.
До 2006 года ЕС прочно двигался к построению энергетического альянса с Россией. Ситуация драматически изменилась после так называемых энергетических войн России с транзитными государствами, такими как Украина, Белоруссия и Литва, и торговыми – с Молдавией и Грузией. Новые члены ЕС – бывшие сателлиты СССР – после вступления в Евросоюз и НАТО стали проводить там свою восточную политику. Одним элементом этой политики стала защита таких стран, как Украина, Грузия и Молдавия, от мнимого имперского давления со стороны России. В Варшаве заговорили об энергетической НАТО. Когда старые члены ЕС попросили младоевропейцев проявить больше дипломатичности в отношениях с Россией, Польша и прибалтийские страны обрушились на старых европейцев с критикой, настаивая на том, что Европа должна солидаризироваться с ее новыми членами. Сегодня Западная Европа солидаризируется почти по всем вопросам с восточной частью ЕС. Но до какой степени эта солидарность может проявляться, если она в будущем способна спровоцировать новые формы конфликтов на восточных границах ЕС?
Польша, Литва и Румыния стали лидерами по продвижению стран – членов ГУАМ в НАТО и ЕС. По всей видимости, США полностью поддерживают эти два политических устремления. Со стороны России на эти процессы последовал ответ. Путин в Хайлигендамме на саммите «большой восьмерки» пригласил США, в частности и Запад, в целом возвратиться к идее общего оборонного пространства в рамках создания общей антиракетной обороны в Азербайджане, то есть внутри ГУАМ. Встреча Путина и Буша, которая состоится через три недели, должна прояснить ситуацию и снять новое напряжение в Европе. Никто не должен выступать против диверсификации энергетических транспортных потоков с Востока на Запад. Если ГУАМ хочет взяться за реализацию альтернативных транзитных путей – пожалуйста. Для этого надо всего лишь привлечь инвесторов. Но что Европе не нужно, так это новая политика сдерживания России. Так называемое мирное существование в Европе, о котором начинают поговаривать на Западе.
Еще один немаловажный аспект ГУАМ: это объединение не может существовать без Украины. Там же ситуация прояснится на парламентских выборах 30 сентября. Кто-то в Москве уже боится, что Украина опять может резко отойти от России. От Украины в первую очередь зависит, насколько ГУАМ когда-либо сможет стать альтернативой СНГ. Можно, однако, предположить еще один сценарий. СНГ почти что вымерло, Россия, Белоруссия и центральноазиатские государства переходят в новое интеграционное качество – великий Евразийский союз и Шанхайскую организацию по сотрудничеству (ШОС). В этом случае тем странам, которым не хочется становиться новой Евразией, как раз и надо будет спасать Европу через ГУАМ.