0
858
Газета Политика Интернет-версия

19.06.2007 00:00:00

Непризнанные на марше

Алла Язькова

Об авторе: Алла Алексеевна Язькова - доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра Средиземноморье-Черноморье Института Европы.

Тэги: приднестровье, абхазия, осетия, карабах


В Тирасполе 16–17 июня состоялась встреча министров иностранных дел непризнанных республик Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии – Валерия Лицкая, Сергея Шамбы и Мурата Джоева, в которой также принял участие советник по внешнеполитическим вопросам Нагорно-Карабахской Республики Арман Меликян. Итогом встречи стало подписание совместной «Декларации о принципах мирного и справедливого урегулирования конфликтов», где, как и следовало ожидать, наряду с упоминанием базовых принципов конфликтного урегулирования – недопустимость мер давления на непризнанные республики, в том числе экономического и дипломатического, необходимость создания системы гарантий их безопасности – говорилось о необходимости учета мировым сообществом воли народов, выраженной на референдумах о независимости.

В 2007 году это уже четвертая встреча представителей самопровозглашенных республик на постсоветском пространстве, не считая неоднократных переговоров их оборонных ведомств. Комментируя итоги встречи в Тирасполе, Валерий Лицкай объяснил такую активность обострением обстановки вокруг «непризнанных» в преддверии саммита ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова), проходящего 18–19 июня. «Скорее всего там будет принята декларация по конфликтным ситуациям┘ Естественно, мы будем реагировать на нее», – заявил он. Но ни в его заявлении, ни в принятых министрами документах не содержалось конструктивных предложений, которые могли бы быть положены в основу дальнейшего переговорного процесса. А обстановка в непризнанных республиках обостряется.

В ответ на заявление российского представителя на конференции по ДОВСЕ в Вене о готовности изучить предложение США о введении в Приднестровье международного миротворческого контингента последовала резкая отповедь президента Игоря Смирнова, прозвучавшая на фоне противостояния накануне местных выборов приднестровских милиционеров и молдавских полицейских в селах, находящихся в двойном подчинении.

Состоявшиеся в Санкт-Петербурге переговоры президентов Азербайджана и Армении по Нагорному Карабаху, несмотря на содействие Минской группы ОБСЕ, не принесли подвижек. На этом фоне настораживает заявление кандидата в президенты НКР Масиса Маиляна о том, что «республика не может обеспечить свою безопасность в рамках изначально признанных границ бывшей НКАО» (за чем просматриваются претензии на оккупированные в ходе войны 1992–1994 годов территории Азербайджана).

Неудачей закончилась и недавняя миссия в Абхазию спецпредставителя ЕС по Южному Кавказу Питера Семнеби, в ходе которой вина за неудачу переговоров по урегулированию конфликта на территории Абхазии была возложена на грузинскую сторону.

До последнего времени лидеры непризнанных республик связывали признание их независимости с достижением соглашения по Косово. Однако президент Абхазии Сергей Багапш в беседе с Питером Семнеби заявил, что, «признают Косово или нет, Абхазия будет продолжать курс на признание своей независимости». Еще более определенно высказался министр иностранных дел Приднестровья Валерий Лицкай, подчеркнувший, что постсоветские республики в плане зрелости предпочтительнее, чем Косово.

Тем не менее урегулирование «замороженных» конфликтов на постсоветском пространстве представляется не менее, если не более сложным, чем завершение процесса признания Косово. Проведенные в Абхазии и Нагорном Карабахе референдумы едва ли можно признать правомочными после изгнания сотен тысяч беженцев (временно перемещенных лиц). Невозможно игнорировать и тот факт, что в свое время границы Грузии, Азербайджана и Молдавии были признаны международным сообществом и закреплены в огромном количестве международно-правовых документов. При решении проблемы Косово консенсус в СБ ООН мог бы быть реализован лишь в случае достижения договоренности с Сербией. Но применительно к постсоветским конфликтам о таком согласии со стороны Молдавии, Грузии или Азербайджана не может быть и речи. Признать их независимость, оставаясь в рамках международного права, невозможно. Позицию России сформулировал Владимир Путин в беседе с журналистами стран G8: «Такие вопросы нужно решать только на основе согласия и, повторяю, компромисса. Я думаю, что такие возможности не исчерпаны».

Помимо уже упомянутого саммита стран ГУАМ в конце июня в Стамбуле состоится саммит стран Организации Черноморского Экономического сотрудничества (ОЧЭС) с участием 12 стран Причерноморья (Россия, Украина и Турция, государства Южного Кавказа и Балкан). И хотя в повестке дня саммита доминируют экономические вопросы, его участники не смогут обойти проблематику «замороженных» конфликтов. При этом большинство из них скорее всего поддержат принцип территориальной целостности как основу стабильности региона Большого Причерноморья.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1262
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3131
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2228
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1785

Другие новости