Застойное отпускное время некоторые политики используют по максимуму. Учитывая затишье в стане соперников, они намерены поразить электорат протуберанцами предвыборной активности. Партия адвоката Михаила Барщевского решила напомнить о себе после длинной паузы. Сотни билбордов с партсимволикой, лицами и изречениями лидеров появились в Москве и Петербурге. Между тем эксперты продолжают называть ГС спойлером, работающим на снижение результата правых, а в самой партии разгорается нешуточная борьба за лидерство.
Напомним: перед выборами «Свободная Россия» предпринимателя Александра Рявкина была переименована в «Гражданскую силу», а ее лидером стал Барщевский. Вскоре в ГС влился десант узнаваемых фигур: телеведущие Валдис Пельш и Максим Кононенко, писатели Эдуард Успенский и Татьяна Устинова. Профессиональных политиков в «Гражданской силе» не оказалось: детище Барщевского стало «партией бизнеса и шоу-бизнеса».
Неудивительно, что столь разношерстный партийный ресурс оказался трудноуправляемым. На днях один из «молниеносно вошедших в лидеры» ГС предприниматель Дмитрий Коробков заявил о расхождении во взглядах с Михаилом Барщевским и пообещал реорганизовать партию на базе «своего видения». Об этом корреспонденту «НГ» заявил источник в окружении самого предпринимателя. По его словам, в конце мая было принято решение ввести Коробкова в тройку федерального списка. Выяснилось, что Рявкин готов передать бразды правления Коробкову. «Он очень тяжело общается с журналистами, а Дмитрий Александрович прекрасно говорит, – пояснили корреспонденту «НГ». – Вот Барщевского, конечно, будет тяжело переплюнуть, но мы и его догоним и перегоним». Коробков – председатель совета директоров второго по величине рекламного холдинга в России. Не чужд он и большой политике: в списке его достижений – участие в рекламной кампании «Партии жизни», а также создание социальной рекламы для ЦИК РФ во время президентских выборов 2004 года.
Вчера ознакомиться с методами общения амбициозного члена высшего совета партии «Гражданская сила» работникам пера не удалось – телефон предпринимателя не был доступен. Между тем Барщевский в разговоре с корреспондентом «НГ» опроверг информацию о том, что именно Коробков является третьим номером. «Лидеров в партии только два – Рявкин и я, – отрезал Барщевский. – Третьих номеров у нас по крайней мере человек пять». Иллюстрируя амбициозный проекта Коробкова по реорганизации партии, адвокат вспомнил о популярном анекдоте: «Съесть-то он съест, да кто ж ему даст».
Размолвка в ГС показывает: координирующего центра у партии пока нет, что может сказаться на ее участии в парламентской гонке. Характерно, что партия начала свою предвыборную кампанию именно в период летних отпусков, прекрасно понимая, что шанс зацепиться за электорат у нее есть только в тот момент, когда все прочие конкуренты еще не начали агитацию. «Мы представляем себе, какая толчея начнется осенью, где ошарашенный и подавленный избиратель будет плохо различать, где «Гражданская сила», а где кто-то еще», – отметил пресс-секретарь партии Александр Агамов. Между тем эксперты сомневаются, что в сжатые сроки партии Барщевского удастся добиться серьезного результата. «Наши опросы свидетельствуют, что «Гражданская сила» пока не существует, – отмечает глава ВЦИОМа Валерий Федоров, – лишь менее 1% граждан высказывают намерение голосовать за эту партию». Без крупных и запоминающихся акций, полагает эксперт, партии придется сосредоточиться на более скромной и вполне предсказуемой задаче – сработать на снижение результата других праволиберальных сил.