Несогласные ограничились форматом митинга.
Фото Григория Тамбулова
Марш несогласных, состоявшийся в понедельник Москве, на деле обернулся скромным митингом в Новопушкинском сквере. Присутствовали вопреки последующим оценкам организаторов от силы человек 1000 – вместе с прессой, наряженной московскими властями в оранжевые дворницкие жилеты: то ли для безопасности, то ли для того, чтобы пишущую и снимающую братию не записали в участники.
Протестанты
Охраняла митингующих маленькая армия: милиция и военнослужащие тройным кольцом окружили место сбора, а также на всякий случай Пушкинский сквер – запрещенное для акции место. Стройные ряды блюстителей порядка смотрелись очень мужественно на фоне нескольких десятков последних образцов военной техники и опять же дворницких уборочных машин. Для развлечения не попавшей на митинг публики вдоль Тверской курсировал огромный зеленый автомобиль, изнутри которого через мощные громкоговорители непрерывно доносился заразительный идиотский хохот (если кто помнит, были когда-то такие японские смеющиеся мешочки). Над головами участников действа пронесся мини-дирижабль, просыпал на толпу листовки «России молодой», не попал, был «подстрелен», сдулся и осел где-то в переулках. Один из авторов задумки, молодоросс Рустам Ашрафов в это время пытался пройти на митинг, но не был пропущен бдительными милиционерами, пояснившими: против присутствия идеологического противника возражают устроители митинга. За спиной милиционеров злорадно улыбались лимоновцы, выкрикивая что-то оскорбительное. Ашрафов против насилия вяло возражал, улыбался и явно пытался продлить эпизод, блаженствуя под вспышками съемочной аппаратуры многочисленных иностранных корреспондентов.
Оппозиционная коалиция решила до осени отказаться от проведения уличных акций и сосредоточиться на выборах единого кандидата в президенты. Видимо, власти были хорошо осведомлены о летнем тайм-ауте «Другой России», поэтому особых проблем у организаторов не возникло. Основные действующие лица коалиции – Эдуард Лимонов и Гарри Каспаров – благополучно прибыли на митинг. Присутствовал даже лидер Авангарда красной молодежи Сергей Удальцов, о задержании которого сообщалось с утра.
Не было трудностей с продвижением к скверу и у рядовых активистов «Другой России», а также всех прочих граждан. В итоге на митинг оппозиции попадали совсем случайные люди. «Выйти как отсюда? – спросила одна такая «заблудшая душа» у группы милиционеров. Стражей правопорядка вопрос поставил в тупик, и они посоветовали «идти туда, откуда пришли». Компания целенаправленно пришедших на акцию также была разношерстной. Помимо глазеющих иностранных туристов было много пенсионеров. Старая гвардия заняла лавочки и воинственно развернула плакаты: «Лужков, верни блошиный рынок старикам!»
«Пошли в тень, господа!»
Милиция вела себя достаточно корректно, возможно, по причине обилия представителей СМИ. Журналисты были одеты в яркие оранжевые и зеленые жилетки, их количество едва не превосходило число участников. Митингующие с легкостью шли на контакт с зарубежными репортерами. «Я не согласен с этой властью, но я не согласен и с несогласными! Идет дешевая покупка народа!» – раздавал комментарии бойкий пенсионер. Впрочем, если в этот день что-то и покупали, так это газету «Другая Россия» по цене пять рублей. «Все бесплатно раздают, а вы продаете!» – возмущались в толпе, однако газета шла на ура.
Среди пришедших на марш несогласных демонстративно распространялся текст Конституции. «Кто еще не знаком с Основным законом страны?» – интересовались раздающие и косились в сторону милиционеров. Должного эффекта на сотрудников МВД данная акция не произвела. «Есть старший в вашей организации?» – строго спросили трое сотрудников МВД у лимоновцев, размахивающих флагами с запрещенной символикой. «Сейчас милиция будет отбирать флаги у нацболов! – обрадовалась молодежь. – За наши флаги костьми ляжем!» До отбора флагов дело не дошло. «Пошли в тень, господа!» – предложил один из милиционеров. Несогласные демонстрировали самый решительный настрой. «Если народ взбухнет по-настоящему, они затрещат по швам! – раздавалось из толпы. – Долой власть чекистов!»
Лидеры «Другой России», взошедшие на небольшую трибуну, были не менее воинственны. «Нас опять много! – констатировал ведущий митинга Александр Осовцев. «Партии власти, растущие из одной кремлевской задницы, не стоят мизинца наших организаций!» – смело отметил член президиума Народно-демократического союза Иван Стариков. «Боюсь сглазить, но, кажется, в Кремле поняли, что нельзя просто так молотить граждан по головам», – отметил член политсовета «Другой России» Эдуард Лимонов. Идеолог национал-большевизма пригласил в оппозиционную коалицию рядовых коммунистов и яблочников: «Вместе мы разбухнем в небывалую массу и свалим их к чертовой матери!» «Слава Другой России!» – скандировали нацболы, приветствуя своего вождя. В свою очередь, «беспартийный писатель» Виктор Шендерович выразил уверенность, что Александр Пушкин, памятник которому располагается неподалеку, обязательно присоединился бы к несогласным.
На фоне громких заявлений несогласных совершенно потерялись акции их противников. Представители «России молодой» сбросили листовки с крыши издательства «Известия» и попытались развернуть транспарант с приветствием в адрес «политических проституток». Однако транспарант провисел на здании чуть более минуты. Удачливее были активисты движения «Наши», заглушавшие митингующих с помощью колонок, из которых раздавались истерический хохот и фраза «Я не согласен!».
Митинг близился к концу, и все ждали, пройдет ли марш несогласных по Тверской к площади Революции. Было очевидно, что это невозможно. Вдоль улицы выстраивались мощные кордоны, все подходы были блокированы ОМОНом и спецтехникой. Прорвать заграждение можно было лишь ценой большой крови. «Все пути для марша блокированы милицией, – обратился к участникам митинга лидер Объединенного гражданского фронта Гарри Каспаров. – Они готовы устроить из вас месиво. Мы долго совещались и приняли тяжелое решение – предлагаем вам разойтись». «Но осенью они побегут обратно!» – разгорячился вдруг лидер ОГФ. В этот самый момент митингующим бесцеремонно отрубили питание, и уже другой, более громкий командный голос произнес: «Митинг закончен. Просим покинуть место проведения митинга».
Покидая Новопушкинский сквер, представители «Другой России» обещали «поднять температуру» и устроить властям «горячую осень». Они также отметили, что к осени оппозиция определится с единым кандидатом в президенты, который «поведет борьбу не на жизнь, а на смерть».