Кто бы ни возглавил Нижегородскую область, его обязательно начинает заботить вопрос, как превратить Нижний Новгород в третью столицу России. Первым был губернатор Борис Немцов, который еще в 90-х годах начал бороться за этот статус. Тогда власти пытались возродить Нижегородскую ярмарку и вспомнили давнюю присказку, что Москва – сердце страны, Петербург – голова, а Нижний – ее карман. Правда, кто-то тогда убрал у слова «карман» последнюю букву, предложив концептуально иное: «Нижний Новгород – карма России».
Вслед за Немцовым начал кампанию по приданию городу столичного статуса бывший полпред в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко. Однако его пыл тогда остудил президент, заметивший, что столица в нашей стране одна и других быть не может. Дело закончилось лишь тем, что Немцов и Кириенко сами переехали в столицу. А Нижний так и остался в прежнем статусе.
Теперь и нынешнее руководство региона заразилось той же идеей. Весной представители администрации области побывали на двух международных выставках – во Франции и в Германии и обнаружили, что в качестве третьей столицы России там себя позиционировала Казань. Нижегородцы не смогли потерпеть такого «самозванства», и вице-губернатор Нижегородской области Ирина Живихина тут же, в Германии, сообщила мэру Казани Ильсуру Метшину, что считает третьей столицей Нижний Новгород и намерена даже доказывать свою правоту в суде.
Выведением города «на уровень третьей столицы России» занялась специальная рабочая группа из чиновников администраций города и области, а также представительства президента по ПФО. Однако, как оказалось, идея зарегистрировать за городом или регионом бренд «Нижний Новгород – третья столица России» не имеет ни малейшей юридической перспективы – по закону обладателями охраняемых торговых марок могут быть только предприятия, но никак не населенные пункты. К тому же сами названия брендов не должны содержать географические названия. В результате в документах, направленных недавно в Роспатент правительством Нижегородской области, регистрируемое название было препарировано до безликого «Третья столица». Правительство просит теперь закрепить эту торговую марку за неким унитарным предприятием, название которого руководство области пока держит в секрете.
Нижегородцы к этой идее относятся неоднозначно. Генеральный директор компании с символическим названием «Столица Нижний» и депутат Городской Думы Олег Сорокин называет ее «удачным бизнес-решением». А вот директор Нижегородского филиала Государственного центра современного искусства РФ Анна Гор считает: «Любое упоминание слова «столица» в этом контексте – не более чем метафора. У нас есть административный центр – Москва, и других официальных столиц быть не может».
Логика подсказывает, что столица, как свежесть осетрины, бывает только одна. Но вопреки логике словосочетание «третья столица» в Нижнем Новгороде звучит почти как «третий Рим» – метафора, завязанная на архетипе.
А прошлым летом астролог Павел Глоба предрек, что к 2012 году в стране случится «системный кризис», после чего столицу России могут перенести из Москвы в Нижний Новгород или Самару. Это предсказание тут же подхватили нижегородские СМИ, причем название «Самара» многие предпочитали опускать из контекста. Новость в Нижнем Новгороде, конечно, подавалась исключительно как положительная: радость стать наконец столицей затмила все опасения по поводу системного кризиса.
Нижегородский политолог Иван Юдинцев предложил также 2012 год сделать «датой для раскрутки Нижнего Новгорода как третьей столицы» под предлогом, что в этот год будет отмечаться четырехсотлетие нижегородского ополчения Козьмы Минина.
История, кстати, хранит память о том, как Нижний Новгород на протяжении XIV века дважды становился столицей Нижегородско-Суздальского княжества. Правда, это вызывало неудовольствие московских князей, и в Нижний был командирован даже Сергий Радонежский для переговоров с местной элитой о воссоединении с Москвой. Переговоры не получились, и святитель закрыл местные церкви для службы, что считалось тогда страшной карой.
«В Екатеринбурге, например, начал издаваться прекрасный архитектурный журнал столичного уровня «Татлин», – рассказала Анна Гор. – В Нижнем Новгороде нет ничего подобного. А ведь столицей в метафорическом смысле может называться город, у которого несколько подобных – конвертируемых в мире – продуктов. До последнего времени было здесь такое явление, как нижегородская архитектурная школа. Но ее яркость, оригинальность здесь никто не поддержал. А кроме архитектуры вообще трудно назвать направление, в котором Нижний Новгород выглядел бы безусловно по-столичному».
Владимир Кристовский из группы «УмаТурман» (вчера еще нижегородец, а сегодня москвич) убежден: чтобы чего-то достичь в отечественном шоу-бизнесе, надо обязательно уезжать из Нижнего Новгорода в Первопрестольную, иначе никак. Какая уж он после этого столица!
«Разве могут быть у столицы такие раздолбанные дороги?», – ворчит между тем народ. Зато уже сегодня в Нижнем Новгороде вполне столичные пробки.