Новый правительственный законопроект, поступивший в Думу, носит подчеркнуто нейтральное название: «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ». Причина рождения документа – желание власти получать «полную, достоверную, научно обоснованную и своевременную официальную статистическую информацию о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных явлениях». Советский опыт учета и контроля становится все актуальнее. Нынешний кабинетный проект переплюнет предшественников: статистическому ведомству, похоже, предоставят право интересоваться многими конфиденциальными сведениями, касающимися общественной и личной жизни граждан.
«Обязаны предоставить...»
Сегодняшний смысл правительственного законопроекта в том, чтобы пронзить страну еще одной вертикалью – статистической. Власть желает в любой нужный момент знать максимально много о каждой организации или компании, каждом общественном или политическом деятеле, да и информацию по отдельному конкретному гражданину хочет получать более оперативно.
Правительство сетует – действующие законы статистическую деятельность не регулируют: «обязанность предоставлять статистическую информацию государственным органам, осуществляющим официальный статистический учет, в законодательстве выражена нечетко». И предлагает создать единую государственную политику статучета. Точнее, воссоздать с учетом современных реалий нечто полузабытое из практики Советского Союза, когда информация наверх шла параллельно несколькими путями, в том числе и через систему партийных комитетов, пронизывавших всю страну по вертикали и горизонтали. Сейчас же эта система всеобщего учета будет основана на четких взаимоотношениях так называемых «субъектов официального статистического учета» и «респондентов».
В первую категорию попадают те государственные органы, которым по статусу положено собирать какую-либо информацию. И главным среди них, судя по всему, должен стать Росстат. Во всяком случае, Михаил Фрадков явно не просто так назначил официальным представителем правительства по этому закону именно его руководителя Владимира Соколина. Так что, считает член думского комитета по безопасности Геннадий Гудков из фракции «Справедливая Россия», именно эта структура «хочет превратиться в очередное суперведомство». Гудков уверен, что претензии Росстата чрезмерно завышены. По его словам, «сегодня страна наполнена таким количеством баз данных, что Росстату надо просто научиться с ними работать». Гудков полагает, что в нынешней России бюрократия и так собирает слишком много сведений о людях и частном бизнесе.
В перечень же респондентов попали все органы госвласти федерального и регионального уровней и муниципалитеты. Они должны передавать наверх любые, в том числе и так называемые административные сведения об организациях и гражданах. Административные же сведения, как определяет их правительство, – это информация, которую получают в ходе своей деятельности госорганы, занимающиеся выдачей различных разрешений и лицензий, проводящие всяческие проверки и ревизии. Сообщать сведения о себе должны будут и любые организации, расположенные на территории РФ, другими словами, все компании, фирмы, предприятия, а также разнообразные общественные движения, НКО и партии. Данная обязанность, кстати, возлагается и на филиалы иностранных организаций. Определенный набор данных должны будут передавать властям даже физические лица. Впрочем, для них – и россиян, и иностранцев – все-таки сделана поблажка. Сведения о себе государству они должны предоставлять безвозмездно, но все-таки добровольно. Остальным же респондентам делиться с властями информацией придется даром и в обязательном порядке.
Зачем Росстату коммерческая тайна
Причем, как указано в законопроекте, отвечающие за статистику органы получают право требовать от них «первичные статистические и административные данные, в том числе содержащие сведения, отнесенные к государственной и коммерческой тайнам, сведения о налогоплательщиках и иных лицах и другие сведения, доступ к которым ограничен федеральным законом». А вот о том, какую конкретно информацию хочет собирать государство, в законопроекте четко не прописано. Предполагается лишь, что это установит правительство, разработав форму специального опросного листа, заполнение которого, отметим еще раз, будет обязательным. Тот же Гудков, кстати, заявил, что он вообще не может понять, для чего Росстату нужны коммерческие тайны частного бизнеса. По его мнению, «к статистической работе это вообще не имеет отношения».
Закон, конечно, жестко говорит, что все получаемые в ходе сбора статистической информации сведения должны считаться служебной тайной, а в федеральную информационную систему, которая еще должна быть создана, они должны заводиться в самом общем виде. Стоит напомнить, что компьютерные базы Центробанка или Федеральной налоговой службы не являются открытыми документами – так же как и сведения о хозяевах квартир, владельцах автомобилей или неплательщиках алиментов. Тем не менее компакт-диски с такого рода данными в России продаются фактически открыто на каждом углу. Зампред думского комитета по безопасности от КПРФ Виктор Илюхин именно на эту ситуацию и обратил главное внимание. В беседе с корреспондентом «НГ» он отметил, что «желание государства знать обо всем вполне понятно, но возникает сомнение в его способности защитить такую информацию от недобросовестных чиновников». Кроме того, Илюхин отметил, что в сегодняшней России советский опыт всеобъемлющего учета и контроля вряд ли полностью применим. «В СССР фактически все было в собственности государства, а сейчас появилось огромное количество субъектов, на которых юрисдикция государства не распространяется, так что предложения правительства сомнительны с точки зрения целесообразности и обоснованности», – сказал он «НГ».