0
2669
Газета Политика Интернет-версия

04.06.2007 00:00:00

После 10 июня

Андрей Сафонов

Об авторе: Андрей Михайлович Сафонов - вице-президент фонда "Центр по защите прав человека в Приднестровье", политолог, главный редактор тираспольской "Новой газеты".

Тэги: молдавия, приднестровье, сша, россия


В свое время Владимир Высоцкий пел: «Сегодня в нашей тракторной бригаде прошел слушок о бале-маскараде». Вот так и сегодня по Тирасполю ходят разнообразные слухи о возможном скором урегулировании, о компромиссе между Москвой и Кишиневом. О некоем российском плане под названием «Козак-2». На улицах и в общественном транспорте приходится слышать о том, что Москва охладела к Игорю Смирнову, что его отставку следует ожидать то ли осенью, то ли к новому году.

Ну а гвоздь этих рассуждений – предполагаемый компромисс между Кишиневом и Москвой. Его суть, согласно слухам, такова: молдавское вино идет в Россию, а Молдавия не вступает в НАТО. Куда, впрочем, ее никто и не зовет. К тому же еще Молдавия соглашается не то на федерацию, не то на конфедерацию с ПМР (непризнанная Приднестровская Молдавская республика).

Вопрос почти как у Гамлета: быть или не быть? Но если Принца Датского заносило в философские эмпиреи, то у нас все просто – быть или не быть урегулированию.

В первую очередь хочу заметить, что Москва будет обсуждать и вырабатывать решение этой проблемы не с Кишиневом и Тирасполем, а с Соединенными Штатами и Евросоюзом. Но тут-то и зарыты сразу несколько собак.

Первая проблема связана с событиями на Украине. Россия и Запад жестко схватились в драке за влияние в этой стране. Вся бывшая Молдавская ССР, включая Приднестровье, – это рычаг давления на Украину. Россия, конечно, заинтересована в доминировании во всей Молдавии, но, я полагаю, окончательная позиция Кремля – а фактически именно в Кремле (а не в Думе или где-нибудь еще) сегодня принимаются судьбоносные решения в российской политике – будет зависеть от итогов битвы за Украину.

Второй немаловажный момент. Общего языка по Косово между Россией, Америкой и Евросоюзом пока не найдено. Да и вообще после саммита в Самаре видно, что Россия в более чем прохладных отношениях с Вашингтоном и Брюсселем. Дипломатический флер при этом предназначен для дураков. Почвы для общих решений пока не видно. Для России объективное изменение статус-кво на Днестре является уступкой на фоне расширения НАТО и Евросоюза. А также на фоне элементов расширения американской ПРО в Восточной Европе. Радикальные национал-патриоты в России вполне могут расценить уступки по Приднестровью как потерю лица. В обычных условиях на них бы не обратили внимания. Но на горизонте думские и президентские выборы. А это уже свое, кровное.

Есть и третья «собака». Допустим, 10 июня в Петербурге между Москвой и Кишиневом будет подписан некий документ. Если это будет протокол о намерениях, то он станет пропагандистским позитивом. После чего статус-кво Приднестровья, возможно, и не изменится. А вот Кишинев и Москва с чистой совестью начнут предвыборные марафоны. Если же речь на встрече президентов двух стран пойдет о реальной модели урегулирования, то никакая модель не сработает, если она не будет исходить из Москвы, вопреки Соединенным Штатам и Евросоюзу. Или, наоборот, если она будет игнорировать интересы России. История с меморандумом Козака в 2003 году это доказала.

Тут можно упомянуть и четвертую «собаку». С августа–сентября Россия погрузится в предвыборный период, и тут некоторые политики и политтехнологи могут разыграть ситуацию. Да, скажут они, мы подписали документ. Но Тирасполь – это независимое от нас государство. А потому надо учесть и его мнение. И, таким образом, все может остаться по-прежнему, как в 2001–2002 годах – период российско-молдавского медового месяца.

Напрашивается вопрос: а возможно ли сегодня урегулирование в принципе? Думаю, возможно. Но только если взамен уступок по Приднестровью Россия получит что-то весомое взамен от Запада. Я не думаю, что Запад согласится на преобладание влияния России в такой стратегически важной стране, как Украина. Даже если Москве пообещают, что Украину не примут в НАТО при общей проевропейской политике Киева, формальное членство в альянсе не будет иметь решающего значения. Но косовскую ситуацию стратегически Запад сегодня выигрывает.

Потому можно предположить: если в формате 5+2 (Россия, Украина, ОБСЕ – посредники переговорного процесса по урегулированию приднестровского конфликта, США и ЕС – наблюдатели, Молдавия и Приднестровье – заинтересованные стороны) не родится реальный, компромиссный, согласованный всеми сторонами план урегулирования, нам предстоит лицезреть либо обычный протокол о намерениях, либо ситуацию под условным названием «Козак-2», либо после 10 июня все просто сделают вид, что ничего серьезного даже не замышлялось.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Артур Аваков

В Ереване проходят самые масштабные за последние шесть лет протесты

0
780
Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Иван Родин

Социология дает сигнал, что наступает политический штиль

0
839
В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Принципы подбора региональных кадров видоизменяются незначительно

0
923
США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

Виктория Панфилова

Запад вынуждает страны региона отказаться от сотрудничества с Россией

0
1544

Другие новости