В среду Московская прокуратура срочно затребовала к себе на ковер директора Центра стратегических исследований Андрея Пионтковского для дачи объяснений по поводу его публикаций. Имеются в виду два сборника статей «Нелюбимая страна» и «За Родину! За Абрамовича! Огонь!», содержащие критику президента Владимира Путина. Внезапный интерес прокурорских работников к публицистике выглядит довольно странно. По данным пресс-службы партии «Яблоко», при поддержке которой были осуществлены оба проекта, одна из книг была подписана в печать в апреле 2005 года, а вторая – в мае 2006-го. Бороться с творчеством политика прокуроры начали месяц назад, предупредив краснодарское «Яблоко» по поводу распространения книг Пионтковского. Странность, возможно, объясняется недавним вхождением Пионтковского в состав инициативной группы по выдвижению кандидатом в президенты старейшего российского политэмигранта Владимира Буковского. Впрочем, сами пострадавшие этот вариант отвергают.
По требованию прокурора Замоскворецкой межрайонной прокуратуры А.Л.Цыганова, изложенному в письме от 30 мая, Пионтковский должен был явиться в это ведомство вчера. Однако утолить свой интерес по первому требованию московским прокурорам не удастся. Поскольку сегодня публицист пребывает в научной командировке в Вашингтоне, о чем и сообщили в прокуратуру его родственники.
Пионтковский в беседе с корреспондентом «НГ» отказался связать вызов прокуратуры с выдвижением Буковского, так как 28 апреля, когда краснодарское «Яблоко» получило предупреждение от краевой прокуратуры за распространение книг Пионтковского, а также 8 мая, когда Замоскворецкая межрайонная прокуратура по поручению прокуратуры Москвы начала «проверку по вопросу публикаций», «никакого Буковского еще не было»: «Мои книги достаточно критичны по отношению к путинскому режиму, и я рассматриваю это как определенное признание. Другой вопрос – почему именно сейчас?..»
По мнению политолога, объяснить это можно лишь поступательным движением «в наступлении на свободу слова, демократию, которую Путин и его бригада с такой последовательностью и немецкой основательностью проводят в течение 7 лет». Одним из главных пунктов реализации этого направления, по мнению яблочника, было принятие прошлым летом закона об экстремизме: «Тогда я писал, и многие эксперты были со мной согласны, что тем самым подготавливается юридическая база для триады: политический противник режима, следовательно, – экстремист, а дальше уже, следовательно, – террорист».
По мнению Пионтковского, в отношении его осуществляется «показательный процесс», который должен предупредить политических противников Путина и продемонстрировать, как легко они могут быть объявлены экстремистами: «Объявление, что в моих книгах содержатся призывы к национальной, социальной розни, – смехотворно. Они прекрасно это понимают. Но это проверка общества: проглотят – значит, можно давить дальше».
Пионтковский «отвергает для себя путь эмиграции» и планирует приехать в Москву 10 июля для запланированного выступления на Ходорковских чтениях.
В партии «Яблоко», членом политбюро которого является Пионтковский, ему советуют не рисковать и сейчас не возвращаться. Зампред партии Сергей Митрохин считает, что Пионтковский страдает за всех членов оппозиционного «Яблока»: «Мы недавно провели несколько жестких оппозиционных мероприятий. 1 мая – гражданский марш, проходивший с резкими оппозиционными лозунгами мимо администрации президента. 20 мая – марш на Останкино. Наверное, таким образом нас хотят наказать за излишнюю, с точки зрения Кремля, оппозиционность».
Пресс-служба «Яблока» также сообщила, что в тот же день, 30 мая, краснодарское отделение партии получило уведомление от Регистрационной службы о начале внеплановой проверки на предмет соответствия деятельности организации требованиям Закона «О противодействии экстремистской деятельности».