Глава Центризбиркома всегда рад побеседовать с журналистом. Индивидуально.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Чем ближе выборы, тем меньше знают граждане о ходе подготовки кампании. В деятельности Центризбиркома с каждым днем появляется все больше белых пятен. Главные опасения журналистов, все чаще остающихся за порогом ведомства, связаны с ограничением доступа к информации о ходе избирательного процесса.
Первой ласточкой грядущих перемен в информполитике ЦИКа после весенней ротации кадров стало обещание выработать спецправила для общения членов комиссии с журналистами. Традицией становятся и тайные совещания с представителями партий – ранее они были публичными. Одно из них состоялось на прошлой неделе. Ходят слухи о заседании Центризбиркома 4 мая, проведенном вопреки обычаю без приглашения СМИ. Правда, позже информация о нем появилась на официальном сайте.
Последнее нововведение, которое планирует Центризбирком, – журналистский пул, по определению препятствующий обеспечению равного доступа СМИ к информации. В пресс-службе признают законодательное несовершенство идеи и уверяют, что это только наметки, однако журналистов уже приглашают на индивидуальные собеседования к председателю Центризбиркома Владимиру Чурову «на чашку чая». Официальное приглашение такого рода получил и автор этих строк. Как стало известно «НГ», предыдущие встречи Чурова с журналистами начинались с критики нелестных статей автора о работе нового состава ЦИКа и угроз в следующий раз непременно обратиться в суд. Далее звучали предложения войти в избранный круг журналистов.
«Это тенденция больше политическая, чем правовая, – считает профессор кафедры конституционного и муниципального права МГУ Елена Лукьянова. – Юридически придраться трудно, но несомненно, что это косвенно нарушает принцип гласности выборов, практически сводя его на нет. И в каком-то смысле это цензура». Лукьянова уверена, что нужно исходить не только из буквы закона, но и из его смысла: любое ограничение присутствия журналистов, любая закрытость в итоге нарушает доступ граждан к информации. Такая ситуация, по словам профессора, противоречит и европейским избирательным стандартам.
Конечно, взаимоотношения ЦИК–СМИ и при прежнем главе, особо чтившем международные избирательные стандарты, не были идеальными. Любимчики Александра Вешнякова отбирались по количеству положительных публикаций. Но в худшем случае насолившего корреспондента в попытке перевоспитания могли не пригласить на бокал вина к новогоднему огоньку и лишить сладкого – календаря Центризбиркома на очередной год. Однако на рабочий процесс эти методы не распространялись. Вешняков был одинаково доступен всем – обычно на брифинге в конце заседания. Полезным бонусом становилось неограниченное общение журналистов с рядовыми членами ЦИКа.
Именно здесь поставлена сегодня главная преграда, раздражающая журналистскую братию. Раньше механизм принятия решений ЦИКом был ясен: разноголосицу мнений сотрудников Вешнякова можно было услышать непосредственно на заседании – уже при обсуждении повестки дня. Пока никаких обещанных официальных рекомендаций по правилам общения с прессой, сообщили в ЦИКе, не принято. Но смельчаков, желающих поболтать с журналистами даже на свободные темы, не осталось. А вопросов возникает немало. Так, в последнее время вошло в практику неожиданное снятие тех или иных пунктов повестки дня под предлогом недоработки. И тогда журналистам легче поверить в некий тайный смысл происходящего, чем в некомпетентность членов комиссии, две трети которой отсидели в ЦИКе не один созыв.
Председатель Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин уверен, что ограничение открытости выборного ведомства – долговременная тенденция. Он считает, что происходящее укладывается в путинскую концепцию управляемой демократии: «С этим связано желание Чурова построить всех и вся. Не обращая внимания на то, что политическая, общественная жизнь, выборы – все-таки живое дело. Ему хочется расставить свои, чуровские столбики. И чтобы за них нельзя было заходить. Его кулуарная деятельность нацелена на то, чтобы зафиксировать существующую политическую систему». А информация, по мнению политолога, это тот самый рычаг, которым можно пользоваться для достижения большей управляемости. Это напрямую связано с целями Кремля, считает эксперт, хотя новому главе ЦИКа могли и не давать задание в прямом виде: Чурова назначили именно потому, что знали, как он будет действовать.
«Открытость выборов будет дозирована, будет дозирована их честность», – полагает Бузин. Его уверенность небезосновательна. Напомним: до конца весенней сессии Госдума планирует принять закон «Об информационной открытости госорганов и органов местного самоуправления», который, по мнению главы Независимого института выборов Александра Иванченко, может значительно ограничить возможности СМИ при освещении грядущих федеральных кампаний. В документе выведено единое правило доступа к информации госорганов (в том числе к ЦИКу), а значит, СМИ потеряют преференции, дарованные им законом «Об основных гарантиях» и будут вынуждены стоять в общей очереди за информацией.