Побудить избирателя прийти на участки традиционно призваны крупные денежные вливания. 26 апреля президент в своем Послании Федеральному собранию объявил о развязывании нефтяного кошелька. Генеральная линия, таким образом, изменилась, так что правительству пришлось срочно подстраиваться к новому направлению. В частности, исполнительной власти пришлось резко поменять свое отношение к дорожному строительству. Акцент с ускоренного сооружения именно платных магистралей как основного способа борьбы с бездорожьем и разгильдяйством был тут же переведен на наведение порядка на обычных трассах, которыми пользуется большинство граждан.
А ведь еще в середине апреля кабинет министров с большой помпой представил в Государственную Думу проект закона «О платных автомобильных дорогах», которого, как утверждали его авторы, жаждали потенциальные инвесторы, готовые вложить крупные средства, чтобы россияне передвигались по хорошим дорогам за не слишком большие деньги. В пояснительной записке к этому проекту предельно честно указывалось, что «потребности РФ в дорожном строительстве в настоящее время не могут быть в полной мере покрыты за счет государственных и муниципальных средств». При этом правительственные законотворцы были уверены в том, что, «учитывая продолжающийся экономический рост, повышение уровня благосостояния населения, в настоящий момент в РФ сложились экономические и политические предпосылки для развития дорожной сети за счет строительства платных автомобильных дорог». Однако думское большинство сразу же сообразило, что в предвыборный год заниматься именно платными дорогами при том, что бесплатные становятся все хуже и хуже, не слишком целесообразно.
Комитет нижней палаты по промышленности, хотя и высказался в поддержку правительства, все-таки укорил его в том, что свои же обещания оно не выполняет. Дело в том, что законопроект о дорогах общего пользования кабинет министров обещал представить еще в феврале. Вместо этого появился закон о платных автострадах, в котором зачем-то давался, например, перечень различных категорий дорог, что непосредственно к предмету данного законопроекта не относилось. Думский комитет сделал и еще одно важное замечание: в проекте говорится, что у каждого платного шоссе в обязательном порядке должен быть альтернативный дублер, но ведь оговорить условия существования последнего можно только в общем – базовом – законе о дорогах. А Правовое управление думского аппарата и вовсе выдало правительству по-настоящему разгромный анализ его законотворчества.
Пока этот проект отлеживался в думских запасниках – депутаты начинать работу над ним явно не спешили, – появилось и Послание президента. Правительство очень быстро дало задний ход: по его просьбе рассмотрение законопроекта было отложено на неопределенное время. Вместо него исполнительная власть обещала в ускоренном порядке разработать закон об автомобильных дорогах. Однако из-за цейтнота документ на днях был внесен через группу депутатов из профильного думского комитета. В нем о платных дорогах говорит всего одна глава, запрятанная в самой середине текста. Смысл же базового законопроекта об автодорогах, по словам председателя этого комитета Мартина Шаккума, заключается в том, чтобы «упорядочить отношения в дорожной отрасли, что, в свою очередь, создаст условия для эффективной эксплуатации и развития дорожной сети на всех уровнях, а также для привлечения инвестиций в нее». А один из видных единороссов заявил в разговоре с корреспондентом «НГ», что правительство не само по себе остановило проект закона о платных дорогах, а под давлением ЕР. «Вы же нас постоянно учите, что нам надо быть умнее, вот мы и становимся», – отметил собеседник «НГ», даже и не думая скрывать предвыборного характера произведенной законопроектной рокировки.
А вчера опять же группой депутатов была внесена поправка к бюджету нынешнего года. Она тоже имеет четкую предвыборно-дорожную направленность и прямо связана с Посланием президента парламенту. По словам того же Шаккума, подписавшего и этот документ, речь идет о том, чтобы уже в этом году дать российским регионам дополнительно 20 млрд. руб. на строительство новых и реконструкцию старых дорог, а также на приведение в порядок улиц в городах и поселках страны.