Россия и США договорились снизить тональность риторики, которая лишь накаляет российско-американские отношения. Это стало главной новостью последнего визита госсекретаря США Кондолизы Райс в Москву (15 мая). Но еще более важным видится заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова о том, что разговоры о холодной войне пора оставить в прошлом и «сконцентрироваться на конкретных делах».
И действительно. Конкретных дел, которыми пора заняться, очень много. Возьмем хотя бы вопрос контроля над ядерным оружием, который в последние годы не пользовался особой популярностью как в Белом доме, так и в Кремле. Пренебрежительное отношение к переговорам по данной теме привело к усилению напряженности, способной свести на нет основные успехи в области сокращения вооружений, которые были достигнуты СССР и США в конце 1980-х и начале 1990-х.
Вклад в усиление напряженности вносят оба государства. Так, США настаивают на том, что Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) слишком сложный для исполнения и лишь приводит к спорам с российской стороной. В Вашингтоне уверены, что в этой сфере куда лучше обходиться рукопожатиями и неформальными договоренностями. Более того (и тут американцы подмигивают русским), это обеспечит обеим сторонам максимум гибкости, относительно того, как поступать с собственным ядерным арсеналом.
Подобная политика стала поводом для того, чтобы Вашингтон рекомендовал Москве вовсе отказаться от СНВ, срок действия которого истекает в декабре 2009 года. Параллельно США предлагают переговоры о внедрении ряда неформальных мер, которые бы создали атмосферу взаимного доверия без каких-либо официально обязывающих положений. Но такой подход так и не способствовал возникновению этого самого доверия. «Переговоры о прозрачности» ни к чему не привели.
Со своей стороны, Россия распространяет слухи о возможном выходе из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Ряд российских представителей вооруженных сил указывали на то, что данный документ лишает РФ возможности пользоваться такими ракетами, в то время как ближайшие соседи – Китай, Северная Корея, Иран – ее не лишены. Некоторое же настаивают на том, что если США установят свои системы ПРО в Польше и Чехии, то Россия тем более должна выйти из РСМД.
Горькая ирония, однако, состоит в том, что, если Кремль действительно исполнит эту угрозу, он собственными руками уничтожит одно из главных дипломатических достижений советских времен. Выход из РСМД будет иметь обратный эффект, поскольку спровоцирует укрепление ядерных систем в странах НАТО в Европе.
Любопытно, что во всех этих дискуссиях Россия и США фактически поменялись местами в деле противостояния ракетным угрозам. Во время холодной войны именно США сдерживали своих противников, чтобы те не разместили ракеты средней и меньшей дальности в Восточной Европе. Эта политика сдерживания и отразилась на договоре РСМД. Когда СССР начал размещение высокоточных ядерных ракет меньшего радиуса действия СС-20, американцы решили, что им необходима аналогичная система в Европе, и разместили баллистические ракеты Першинг-2 и запускаемые с земли крылатые ракеты. В итоге и те и другие пришлось убрать по линии РСМД. Россия же, наоборот, продолжила развивать свои ракеты средней дальности и создала чрезвычайно эффективные технологии обороны, которые сейчас успешно продает за границу.
В этом смысле не удивительно, что многие перевели дух, когда Райс и Лавров договорились прекратить прицельную словесную перестрелку и вернуться к реальным делам. В контексте контроля над ядерными вооружениями даже сам визит госсекретаря в Москву имел некоторые положительные результаты. Российская сторона представила американской проект нового соглашения по контролю над ядерным вооружением.
Со своей стороны, Райс призвала Россию вновь рассмотреть предложение о сотрудничестве в сфере ПРО. Несмотря на то что это противоречит самой сути нынешней российской политики, данное предложение свидетельствует о том, что рассматривается возможность привлечения Москвы к данному вопросу вместо обострения конфронтации. И тут есть очевидный интерес для обеих сторон. Российские технологии ПРО вполне могут сыграть свою роль в будущей системе безопасности Европы.
Кроме того, привлечение Кремля позволит сделать американскую программу прозрачнее. Так, возможно возникновение некого режима взаимного доверия, которое создаст основу для сотрудничества в данной сфере в будущем. И самое важное: привлечение России к сотрудничеству при создании системы ПРО в Европе будет способствовать созданию стабильных и продуктивных взаимоотношений с НАТО. Это однозначно в интересах России.