Маршей несогласных в Нижнем Новгороде больше не будет. Об этом официально заявили представители «Другой России». Ранее они планировали провести акции протеста в конце мая и начале июня. Подвело оппозиционеров прежде всего то, что основными организаторами и активистами марша в городе были лимоновцы. Ребята, поднаторевшие именно в потешных акциях (вроде метания торта в мэра Вадима Булавинова), ловящие кайф в подпольной романтике и мелких потасовках с милицией на митингах, оказались не готовы к тому, чтобы организовывать открытые акции протеста и тем более стать народными вожаками.
Зато власти довольно грамотно разыграли сценарий превращения марша из трагедии в фарс. Все действительно начиналось почти как трагедия. Нижегородские несогласные, казалось бы, нашли удачный ход, чтобы привлечь на свои акции обычных жителей. Меньше политики, больше жизни – того, что действительно волнует многих. Не «Россия – без Путина», а «Вернем себе свой город»: не допустим сноса исторического центра, вырубки парков и повышения коммунальных тарифов. И на первый марш несогласных в Нижнем Новгороде пришло несколько сотен людей. (Подсчитать их более-менее точное количество не представлялось возможным, поскольку большинство желающих так и не смогли попасть на площадь Горького из-за противодействия ОМОНа.)
Зато попавшим на площадь пришлось стать свидетелями (а то и жертвами) невиданной доселе спецоперации. Марш был подавлен «превосходящими силами противника» – тысячами агрессивно настроенных бойцов ОМОНа, свезенных из разных регионов. Это была демонстрация силы, акция устрашения, знаковая спецоперация. И народ месседж властей, конечно, понял.
Следующий марш несогласных превратился в фарс. На акцию пришли лишь пара десятков бабушек и лимоновцев. И, конечно, множество журналистов, которым раздали яркие бейджики «пресса». В условленный полдень прошла скоморошная акция под руководством писателя Захара Прилепина. Крикнув в громкоговоритель «Другая Россия, ко мне!», он собрал вокруг себя человек пять парней. Проскандировав «Это наш город!» и «Россия без Путина!», они подожгли сигнальные дымовые шашки и были задержаны в клубах густого розового дыма. Разочарованные отсутствием настоящего зрелища журналисты начали расходиться, когда на площади появился организатор марша Станислав Дмитриевский. После чего шествие все-таки состоялось – из нескольких десятков журналистов, проводивших оппозиционера до троллейбуса.
После такой акции активисты «Другой России» в Нижнем Новгороде благоразумно решили больше маршей пока не проводить. Власти их явно переиграли. Первые лица области и города – тем, что практически никак не комментировали происходящее, дистанцируясь от всей этой истории и не провоцируя недовольных их политикой людей примкнуть к несогласным. А силовики – тем, что немало поспособствовали превращению акции протеста из серьезного выступления в потеху.
Кстати, Нижний всегда приносит силовикам удачу. Еще в советские времена местное управление КГБ считалось самым сильным в стране. (Не случайно именно сюда сослали и академика Сахарова после начала афганской войны, и столичных проституток перед московской Олимпиадой.) И эти традиции, похоже, до конца не утеряны.
Так что местные марши сошли на нет, даже ничего не изменив – ни политический расклад в регионе, ни настроения людей.
Между тем жители Нижнего Новгорода умеют всерьез протестовать и добиваться своего – если захотят. Недавно, например, в городе закрыли железнодорожную станцию Мыза, с которой народ много лет отправлялся на дачки. Узнав об этом, бабушки дружно и решительно с утра выстроились на одной из ключевых магистралей города – проспекте Гагарина – и перекрыли трассу. Перед такой силой стражи порядка оказались бессильны – разгонять этот народ, как несогласных, не решились. В конце концов садоводы разошлись с миром. А станция возобновила работу в тот же день.