0
808
Газета Политика Интернет-версия

22.05.2007 00:00:00

Исключительно прагматичный подход

Иван Сафранчук

Об авторе: Иван Алексеевич Сафранчук - директор представительства в России Института мировой безопасности.

Тэги: казахстан


В 2007 году у России открылось уникальное окно возможностей для резкой активизации в Центральной Азии, в результате были достигнуты договоренности с Казахстаном, Узбекистаном и Туркменистаном о развитии транзитной инфраструктуры.

После смерти Ниязова в Туркменистане сложилась правящая коалиция, представителям которой нужно время, чтобы закрепиться на своих местах, а возможно, и переделить власть еще раз. Год, может быть, полтора они не будут ссориться с «Газпромом» и Россией.

Узбекский президент Каримов, чьи полномочия закончились в январе, имеет законную возможность провести выборы только к концу года. При этом он чувствует уязвимость. Отношение западных стран к узбекским выборам вполне предсказуемо, несмотря на все сигналы из Европы о возможности смягчения критики. Узбекистан весь 2007 год и, наверное, частично в 2008 году будет стараться не отвечать отказом на российские предложения.

Казахстан – это случай более сложный. Для многих на Западе кажется странным: почему самый прогрессивный президент Центральной Азии готов к расширению сотрудничества с Россией? Ведь он усугубляет зависимость от России, а должен во главу угла ставить диверсификацию? Но ничего странного в выборе казахского президента нет. Какие у него альтернативы? С КНР он сотрудничество развивает, но по геополитическим и военным причинам осторожничает. ЕС ничего серьезного пока не предлагает: приоритетный проект ЕС «Набукко» далек от реализации, польская инициатива и саммит в Кракове выглядят как «проамериканская тусовка». США на все свои проекты навешивают такую геополитическую нагрузку, которая отрицательно воспринимается в Москве. А вот с Москвой Казахстан не хочет трений.

Что предлагали Казахстану на Западе? Стать надежным поставщиком сырья и важной геополитическим фигурой в антикитайских комбинациях. Но Назарбаев настраивает политическую элиту Казахстана на большие проекты по модернизации страны, обеспечению конкурентоспособности и качественного экономического роста. Он хочет намного больше, чем Запад привык ждать от правителя богатой углеводородами страны.

Но и для России Казахстан – нелегкий партнер. Интерес Казахстана к российским проектам будет во многом зависеть от способности самой России к качественному развитию и сотрудничеству с Казахстаном на равноправной основе.

Казахстан наиболее свободен и независим в выборе геополитических и инфраструктурных проектов. И именно казахский президент, со всей этой свободой, поддерживает российские проекты. Не потому, что связан по рукам и ногам, не потому, что зависим, а потому, что выгодно. А вот туркменский президент даже после подписания декларации по Прикаспийскому трубопроводу продолжал говорить о том, что вопрос о строительстве Транскаспийского газопровода (по дну Каспия в обход России) еще не закрыт. Его можно понять: он вынужден идти на договоренности не с самых сильных позиций и, наверное, думает, что мог бы получить больше.

Итак, Казахстан осознанно и рационально делает выбор в пользу российских проектов. Узбекистан и Туркменистан в этом году находятся не в лучшей форме для решения стратегических вопросов, но отказать России они сейчас не могут. Россия спешит – надо как можно быстрее оформлять согласие в контракты и начинать их реализацию.

Визит Путина в Казахстан и Туркменистан при всей его успешности – это только начало нового раунда большой игры за влияние в Центральной Азии. Главная проблема в Центральной Азии – не договориться, а реализовать.

Есть и еще важная проблема – китайская реакция. Китай очень внимательно и настороженно относится к договоренностям России с Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Фактически создается сеть транспортных проектов, которая блокирует китайский доступ в Туркмению. Конкуренция есть конкуренция. Когда Китай в прошлом году подписывал соглашения с Туркменией, которые могли нанести прямой ущерб «Газпрому», он о российских интересах не думал. Но все-таки конфронтация с КНР в Центральной Азии вряд ли в интересах России. Значит, потребуются консультации и согласование интересов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Ольга Соловьева

Отечественным чиновникам предстоит выбирать между интересами производителей и потребителей

0
1683
В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

Иван Родин

Врио главы республики сокращает расходы админресурса на тройную кампанию

0
1167
США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

Михаил Сергеев

Российский бизнес требует пересмотра участия РФ в Парижском соглашении

0
1356
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
1409

Другие новости