Министр Гордеев сильно обижен на европейцев.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера на традиционном совещании с членами правительства Владимир Путин устроил разбор полетов по итогам самарского саммита Россия–ЕС. Ожидание главы государства протекало в гнетущей тишине. Корреспондент «НГ» наблюдал пример аномального цветового контраста. Все министры, сидевшие по левую руку от президента, были одеты в строгие темные костюмы, в то время как их коллеги с другой стороны стола предпочли светлые тона. В команде «темных» царило сугубо рабочее настроение. Глава Минсоцразвития Михаил Зурабов деловито поглядывал на часы и раз в минуту снимал и вновь надевал очки. «Светлые» – глава МЭРТа Герман Греф и министр финансов Алексей Кудрин – оживленно шептались и чиркали карандашиками друг у друга в документах. В качестве гостя на совещание был приглашен министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Именно ему отводилась роль козла отпущения, которому предстояло отдуваться за неудачу саммита. Напомним: камнем преткновения, обнажившим противоречия с Европой, стала проблема эмбарго, введенного Россией на поставки польского мяса. «Этот вопрос очень остро обсуждался нашими коллегами в Самаре. Что там происходит?» – грозно поинтересовался президент у Гордеева. Министр бодро отчитался: «Мы были готовы направить инспекцию, чтобы показать, что у нас нет претензий к польским фермерам по поставкам живого скота на убой». «Когда вы направили эти предложения?» – уточнил Путин. «Еще 30 апреля», – заверил министр. «То есть вы уже 20 дней ждете ответа?» – продолжал пытать главного аграрника страны президент. Гордеев подтвердил, что «с сентября месяца ни одной головы на убой с территории Польши не поступало». «Странно, что на уровне таких высоких политических деятелей звучат такие конкретные профессиональные темы», – обиделся на участников саммита министр. «Звучат, звучат, – не захотел успокоить министра Владимир Путин. – Поэтому мы должны выстраивать отношения корректно с нашими партнерами».
Таким образом, глава государства прозрачно намекнул, что в срыве саммита была заинтересована скорее европейская сторона. Он также дал понять, что проигрывать «мясную войну» Россия не намерена: «В Евросоюзе в огромных масштабах происходит субсидирование сельского хозяйства, а значительная часть продукции сбрасывается на наш рынок. Конечно, мы должны подумать о собственных производителях. В нашей стране 40 миллионов человек так или иначе связаны с сельскохозяйственным производством». Гордеев воспринял эту тираду президента как повод для новой атаки на Запад, отметив, что в отношениях с Евросоюзом у России развязаны руки: правовой базы, которая бы регулировала вопросы в области ветеринарного контроля, не существует. «Нужно деполитизировать эти вопросы и решать их на профессиональном уровне в доброжелательном режиме», – подытожил Путин.
В то время как министру Гордееву удалось удовлетворительно ответить на все вопросы президента, его коллега Алексей Кудрин был поставлен в куда более затруднительное положение. «Правительство вкладывает деньги в иностранные ценные бумаги, а в наши почему не вкладывает?» – поинтересовался глава государства. Дело в том, принялся объяснять Кудрин, что правительство использует средства от нефти и газа, поэтому их инвестирование во внутренний рынок приведет к отрицательному результату. В частности, по словам министра финансов, к росту инфляции и нарастанию спекулятивных тенденций. «Понятно, – перебил Путин. – У нас был рост цен мировых на энергоносители, и мы наблюдали стагнацию на рынке. Это неестественные, нестандартные условия. Прошу вас подумать об этом. На будущее».