Перефразируя высказывание президента Путина о распаде СССР, можно сказать, что у того, кто не сожалеет об СНГ, нет сердца, у того, кто хочет его сохранить, – нет ума.
Сегодняшние реалии на евразийском пространстве свидетельствуют о том, что там идут глубокие и противоречивые процессы, ожесточенная борьба за влияние, туда рвутся игроки извне, в первую очередь США и Китай. Роль России в регионе уменьшилась, а он сам вместо площадки для сотрудничества превратился в место жесткой геополитической конкуренции. Москва и Вашингтон стараются, с одной стороны, выдавить друг друга, получить контроль над источниками энергии и путями ее транспортировки, с другой – предотвратить дестабилизацию региона, не допустить его попадание в руки исламских экстремистов, рост влияния Китая.
В результате евразийский регион остается нестабильным, расколотым изнутри и уязвимым извне. Расположенные там страны и их элиты стали заложниками противостояния больших держав, что делает практически невозможным их нормальное развитие и превращение в полноценные независимые государства со своими национальными интересами и приоритетами. В большинстве из них сформировалось мнение, что успешное развитие и процветающее будущее возможны только при условии, что им удастся вырваться за евразийские границы, стать частью нерегиональных военно-политических структур и экономик. В результате одни рвутся в НАТО, другие – в ЕС, третьи – пытаются напрямую стать стратегическим партнером США, четвертые – хотят выйти на мировой рынок энергоресурсов и перейти, таким образом, в другую геополитическую лигу.
То есть на евразийском пространстве осуществляется не долгосрочная стратегия, а импульсивно-реактивная политика больших держав, использующих страны региона в своих текущих интересах, а также политика выживания местных элит, пытающихся извлечь пользу из тактических импровизаций внешних игроков. Все это на руку США и Китаю, обеспечивая в перспективе им свободу рук в переформировании облика региона.
Такое развитие опасно с точки зрения обеспечения и защиты национальных интересов России, да к тому же разрушает основу для создания стратегической стабильности в окружающем ее пространстве. При всей важности отношений с США, ЕС, Китаем и т.д. выстраивание продуманной, сбалансированной и долгосрочной внешнеполитической линии по отношению к евразийским странам является более важной задачей.
Мне представляется, что в основе политики России по отношению к ближайшему зарубежью должен лежать полный отказ от какого-либо проявления имперских устремлений, амбиций, синдрома старшего брата и т.д. Причем не только в политике, но и в риторике. Москву ведь тоже, к примеру, часто раздражает не сама политика США, а язык, на котором с ней разговаривает Вашингтон.
Во-вторых, надо исходить из того, что главное преимущество и отличие России от США, ЕС и любых других игроков извне заключается в том, что только ей выгодно превращение Евразии в один из влиятельных центров мировой политики. Евразия для остальных – лишь источник энергии и один из фронтов по борьбе с терроризмом. Для всех постсоветских государств, включая такие страны, как Украина, Казахстан или Азербайджан, включение в глобальные экономические и политические процессы возможно только через Россию. Москва должна не шантажировать местные элиты своими возможностями, а предоставлять их как можно более широко для выхода евразийских элит на глобальный уровень.
В-третьих, вместо откровенной имитации деятельности СНГ Москве нужно способствовать укреплению реальных связей между странами региона. Нынешняя ситуация, когда целый ряд ее соседей, по сути, находится друг с другом в состоянии миниатюрных холодных войн, никак не в интересах России, ибо подрывает как региональную, так и ее национальную безопасность, уменьшает ее влияние. Надо отметить, что в последние годы Москвой было предложено несколько эффективных проектов, направленных на региональное сотрудничество. Однако нельзя, чтобы они носили исключительный для некоторых стран региона характер, как это складывается сейчас. Россия должна активно участвовать в любых объединяющих ее соседей организациях, даже если они были инициированы не ей или могут носить потенциально недружественный характер. Международная политика – не клуб благородных девиц, а ринг борьбы за национальные интересы.
Постсоветское пространство является важнейшей сферой внешнеполитических интересов России. Вашингтон не может этого не признавать. Но это не значит, что, как и 15 лет назад, он просто отдаст его Москве. Накал конкуренции в современном мире быстро растет. Россия должна быть привлекательной моделью для своих соседей, демократической страной с толерантной политической культурой, эффективной государственной системой и внешней политикой, дающей им больше и быстрее, чем могут предложить другие. Чтобы люди в соседних с Россией странах требовали от своих лидеров ориентации на нее, а не поиска защиты, образцов для подражания и инвестиций за тысячи миль.