0
1325
Газета Политика Интернет-версия

17.05.2007 00:00:00

Опасный саммит

Дмитрий Суслов.

Об авторе: Дмитрий Вячеславович Суслов - заместитель директора исследовательских программ Совета по внешней и оборонной политике.

Тэги: саммит, самара, ес


Несмотря на отсутствие старта переговоров по новому стратегическому соглашению Россия–Евросоюз, повестка дня саммита РФ–ЕС, открывающегося сегодня в Самаре, весьма насыщена. Уникальность же его в том, что впервые реализация этой повестки обернется для сторон не только разными, но противоположными результатами: победой для ЕС и серьезным политико-экономическим ущербом для России. Равным образом ее нереализация станет серьезным поражением Евросоюза и значимым успехом Москвы.

Эта повестка сформирована исключительно ЕС и представляет собой список жестких требований к России. Причина ее появления и ее противоположное значение для Москвы и Брюсселя связаны не только с нынешним состоянием отношений Россия–ЕС, но и с внутренними проблемами Евросоюза.

С учетом провала конституционного вопроса (главного приоритета Германии) последней возможностью для Берлина доказать успешность своего председательства, а для Комиссии ЕС – свою эффективность, является достижение ряда выгодных для себя и четко оформленных решений самарского саммита. Тех, что можно использовать в политическом процессе внутри ЕС. Ведь Россия также обозначена как один из основных приоритетов председательства ФРГ.

Именно поэтому даже такие жесткие шаги России, как обвинение ЕС в попустительстве глумлению над памятью о Победе, заявления о возможном моратории РФ на выполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе, о возможном выходе из Договора о ракетах средней и меньшей дальности и нацеливании ракет на объекты в ЕС, – то, что раньше наверняка спровоцировало бы острый кризис, – не заставили Брюссель и Берлин рассматривать вариант переноса саммита. Накануне встречи в Самаре ЕС попытался «наскоком» разрешить (в благоприятном для себя русле) ключевые проблемы отношений с Россией: запуск переговоров по новому стратегическому соглашению с РФ и энергетические вопросы. В обеих областях на РФ было оказано огромное давление.

Однако ни по одному из них прогресса достичь не удалось, и их в качестве доказательства своего успеха Брюссель и Берлин использовать не смогут. Москва так и не сняла эмбарго на импорт мясной продукции из Польши, а Варшава сохранила вето на начало переговоров по новому соглашению РФ–ЕС. За три дня до саммита в Самаре Россия четко заявила, что не ратифицирует Договор к энергетической хартии – главный энергетический интерес ЕС на российском направлении, – и что вопрос закрыт. Наконец, успешный визит президента Путина в Казахстан и Туркмению и договоренность о строительстве Прикаспийского газопровода перечеркивают планы ЕС по созданию трубопровода, идущего из стран Центральной Азии в Евросоюз в обход РФ.

В этих условиях все усилия ЕС на саммите в Самаре будут сконцентрированы на ряде двусторонних вопросов (надо сказать, весьма значимых для российской экономики, политики и безопасности), по которым он попытается выжать из России «по максимуму».

В последние дни в ряде европейских СМИ прошла информация об утверждении Советом ЕС «конфиденциального документа», основное содержание которого таково: Евросоюз не пустит Россию в ВТО до тех пор, пока та не выполнит ряд его требований в области энергетики, фитосанитарии, сельского хозяйства и транспорта. Условие совершенно незаконное: протокол о завершении двусторонних переговоров РФ–ЕС по вступлению России в ВТО был подписан три года назад. Ведущиеся же в настоящее время многосторонние переговоры посвящены приведению российского законодательства в соответствие с правилами и нормами ВТО. Брюссель же пытается под этим соусом предъявить РФ сугубо двусторонние требования.

Главным из них стало требование подписать на саммите в Самаре соглашение, основанное на так называемых «Согласованных принципах модернизации существующей системы использования транссибирских маршрутов» (ТСМ), которые были предварительно одобрены на саммите РФ–ЕС в Хельсинки в ноябре 2006 года. Давление, оказываемое на Москву по данной проблеме, беспрецедентно: решение о подписании соглашения по ТСМ было принято на двух разных заседаниях Совета ЕС сразу. Первый раз – Транспортным советом в конце марта, второй раз – Советом министров сельского хозяйства и рыболовства 7 мая. Второе – дублирующее – решение, причем непрофильным советом, было принято исключительно с целью воздействия на Россию.

Примечательно, что оба раза это решение принималось ЕС без консультаций с РФ. Более того, «Согласованные принципы», по которым Брюссель рассчитывает подписать с Москвой соглашение, даже не утверждены российским правительством. Утвердив эти «принципы» и тем более подписав соглашение, Россия еще больше расширит список требований Брюсселя, увязанных с ее вступлением в ВТО, подорвет отечественную отрасль гражданской авиации и, как следствие, авиапром и, наконец, лишит себя возможности контролировать собственное воздушное пространство.

Москве остается лишь занимать максимально жесткую позицию и не делать каких-либо уступок требованиям ЕС – уступок, чреватых как внешнеполитическим конфузом, так и конкретным экономическим ущербом. Если России удастся выдержать эту линию, встреча в Самаре станет для нее действительным успехом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
994
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1227
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1117
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1113

Другие новости