Несмотря на отсутствие старта переговоров по новому стратегическому соглашению Россия–Евросоюз, повестка дня саммита РФ–ЕС, открывающегося сегодня в Самаре, весьма насыщена. Уникальность же его в том, что впервые реализация этой повестки обернется для сторон не только разными, но противоположными результатами: победой для ЕС и серьезным политико-экономическим ущербом для России. Равным образом ее нереализация станет серьезным поражением Евросоюза и значимым успехом Москвы.
Эта повестка сформирована исключительно ЕС и представляет собой список жестких требований к России. Причина ее появления и ее противоположное значение для Москвы и Брюсселя связаны не только с нынешним состоянием отношений Россия–ЕС, но и с внутренними проблемами Евросоюза.
С учетом провала конституционного вопроса (главного приоритета Германии) последней возможностью для Берлина доказать успешность своего председательства, а для Комиссии ЕС – свою эффективность, является достижение ряда выгодных для себя и четко оформленных решений самарского саммита. Тех, что можно использовать в политическом процессе внутри ЕС. Ведь Россия также обозначена как один из основных приоритетов председательства ФРГ.
Именно поэтому даже такие жесткие шаги России, как обвинение ЕС в попустительстве глумлению над памятью о Победе, заявления о возможном моратории РФ на выполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе, о возможном выходе из Договора о ракетах средней и меньшей дальности и нацеливании ракет на объекты в ЕС, – то, что раньше наверняка спровоцировало бы острый кризис, – не заставили Брюссель и Берлин рассматривать вариант переноса саммита. Накануне встречи в Самаре ЕС попытался «наскоком» разрешить (в благоприятном для себя русле) ключевые проблемы отношений с Россией: запуск переговоров по новому стратегическому соглашению с РФ и энергетические вопросы. В обеих областях на РФ было оказано огромное давление.
Однако ни по одному из них прогресса достичь не удалось, и их в качестве доказательства своего успеха Брюссель и Берлин использовать не смогут. Москва так и не сняла эмбарго на импорт мясной продукции из Польши, а Варшава сохранила вето на начало переговоров по новому соглашению РФ–ЕС. За три дня до саммита в Самаре Россия четко заявила, что не ратифицирует Договор к энергетической хартии – главный энергетический интерес ЕС на российском направлении, – и что вопрос закрыт. Наконец, успешный визит президента Путина в Казахстан и Туркмению и договоренность о строительстве Прикаспийского газопровода перечеркивают планы ЕС по созданию трубопровода, идущего из стран Центральной Азии в Евросоюз в обход РФ.
В этих условиях все усилия ЕС на саммите в Самаре будут сконцентрированы на ряде двусторонних вопросов (надо сказать, весьма значимых для российской экономики, политики и безопасности), по которым он попытается выжать из России «по максимуму».
В последние дни в ряде европейских СМИ прошла информация об утверждении Советом ЕС «конфиденциального документа», основное содержание которого таково: Евросоюз не пустит Россию в ВТО до тех пор, пока та не выполнит ряд его требований в области энергетики, фитосанитарии, сельского хозяйства и транспорта. Условие совершенно незаконное: протокол о завершении двусторонних переговоров РФ–ЕС по вступлению России в ВТО был подписан три года назад. Ведущиеся же в настоящее время многосторонние переговоры посвящены приведению российского законодательства в соответствие с правилами и нормами ВТО. Брюссель же пытается под этим соусом предъявить РФ сугубо двусторонние требования.
Главным из них стало требование подписать на саммите в Самаре соглашение, основанное на так называемых «Согласованных принципах модернизации существующей системы использования транссибирских маршрутов» (ТСМ), которые были предварительно одобрены на саммите РФ–ЕС в Хельсинки в ноябре 2006 года. Давление, оказываемое на Москву по данной проблеме, беспрецедентно: решение о подписании соглашения по ТСМ было принято на двух разных заседаниях Совета ЕС сразу. Первый раз – Транспортным советом в конце марта, второй раз – Советом министров сельского хозяйства и рыболовства 7 мая. Второе – дублирующее – решение, причем непрофильным советом, было принято исключительно с целью воздействия на Россию.
Примечательно, что оба раза это решение принималось ЕС без консультаций с РФ. Более того, «Согласованные принципы», по которым Брюссель рассчитывает подписать с Москвой соглашение, даже не утверждены российским правительством. Утвердив эти «принципы» и тем более подписав соглашение, Россия еще больше расширит список требований Брюсселя, увязанных с ее вступлением в ВТО, подорвет отечественную отрасль гражданской авиации и, как следствие, авиапром и, наконец, лишит себя возможности контролировать собственное воздушное пространство.
Москве остается лишь занимать максимально жесткую позицию и не делать каких-либо уступок требованиям ЕС – уступок, чреватых как внешнеполитическим конфузом, так и конкретным экономическим ущербом. Если России удастся выдержать эту линию, встреча в Самаре станет для нее действительным успехом.