От того, какой возобладает подход – политический или военно-технический – относительно намерения Соединенных Штатов развернуть свою противоракетную оборону в Центральной Европе, долгое время будет зависеть стратегическая обстановка в регионе.
Проблема размещения элементов ПРО США в Европе вызвала не только очередное обострение отношений между Вашингтоном и Москвой, но и возбудила острую полемику в Европе. План администрации Джорджа Буша – проектируемые база противоракет в Польше и соответствующий радар в Чешской Республике – вызвал даже расхождения между трансатлантическими союзниками. Так, глава МИД Норвегии Йонас Гар Стёре, например, в период заседания Совета Россия–НАТО в Осло в конце апреля с.г. выразил опасение, что этот проект может привести к опасной гонке вооружений на континенте.
Причины новых противоречий кроются в различии стратегического мышления затронутых сторон и особенностях их видения геополитических последствий не самых отдаленных перспектив.
С самого начала власти США указывали главным образом на технологический аспект причин запланированного размещения своей системы, направленной против ракетных ударов со стороны режимов «стран-изгоев», то есть вне широкого политического контекста. Однако даже с военно-технической точки зрения для россиян и большинства европейцев эта сторона представлялась просто смехотворной, тогда как политическое значение размещения элементов ПРО подрывало двустороннее доверие и наносило прямой ущерб европейской стабильности и безопасности.
Буш начал разворачивать желанную систему в третьем европейском позиционном районе (первые два находятся в Калифорнии и на Аляске) из внутриполитических соображений еще до завершения испытаний, в основном в ответ на критику своих оппонентов. Белый дом хотел бы продемонстрировать особые отношения с государствами новой Европы. Пренебрежение нынешним руководством Соединенных Штатов внешними политическими обоснованиями и психологическими мотивами своих действий строилось на предположении, что Москва в конце концов согласится на размещение элементов ПРО, а власти в Европе и общественное мнение в Польше и Чехии поддержат любое решение своих правительств.
Нервозная реакция высшего руководства России поначалу также носила в основном военно-технический и «реактивный» характер. Раздавались запугивания «адекватными ответными мерами»: односторонним выходом из ДРСМД и ДОВСЕ, возвратом к ОТР-23 – «Ока» и т.д. Только когда пик эмоций пошел на убыль, Кремль поставил фундаментальные вопросы: о глобальной и региональной безопасности, об издержках и преимуществах размещения для двусторонних отношений. Это позволило, как известно, скептикам и противникам военных шагов добиться согласованного решения о проведении в сентябре с.г. российско-американской встречи по формуле «два плюс два», в которой примут участие министры иностранных дел и министры обороны двух стран. В последнее время высокие заокеанские эмиссары зачастили в Москву.
В такой накаленной обстановке у Москвы оказались свои дипломатические козыри. Германия не хочет нового охлаждения политического климата в Европе. Да и страны ЦВЕ вряд ли будут автоматически поддерживать любые операции Пентагона. В Праге и даже Варшаве намного тщательнее стали продумывать возможные последствия своего курса в отношении России. К тому же при соответствующей ресурсной поддержке, как показал опыт, Кремлю удается подчас быть достаточно убедительным, побуждая прислушиваться к своим аргументам как проамерикански настроенных политиков, так и широкую общественность в соседних странах. Верные сторонники Вашингтона рационально думают, что система ПРО не будет защищать, например, именно Польшу. Они сейчас калькулируют, что можно получить взамен за эту услугу дяде Сэму – безвизовый режим, ЗУРО «Пэтриот», денежные вливания, другие преференции etc. Прежние доводы – «то, что хорошо Америке, хорошо для нас» – уже не срабатывают.
Если в США и России одержат верх в предстоящей дипломатической схватке те, кто воспринимает проблему противоракетной обороны в Европе только узко-технологически, то новый раунд гонки вооружений и «малой» холодной войны неизбежен. Если же стороны направят усилия на решение существенных политических вопросов своих связей, которые являются причиной нынешнего дипломатического клинча, то Европа и мир смогут избежать очередной напасти.