На следующей неделе, 2 мая, эсэры подпишут соглашение о сотрудничестве с несколькими профсоюзными организациями Санкт-Петербурга. Это событие станет первым шагом по созданию профсоюзной системы, альтернативной Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), сотрудничающей с «Единой Россией». Напомним: после неудачной попытки свержения с поста председателя ФНПР Михаила Шмакова лидер «Справедливой России» Сергей Миронов пообещал обзавестись собственной структурой, отстаивающей интересы трудящихся.
Вчера профсоюзные лидеры в разговоре с корреспондентом «НГ» сокрушались, что ничего существенного до сих пор не сделано, и Миронов, видимо, позабыл о своих громких словах. «Профсоюзы к нам уже пришли, – подтвердила вчера газете советник спикера Ирина Рукина. – Однако пока конкретное решение, на кого будет опираться партия при создании альтернативной структуры, не принято».
Желающих оказаться под контролем эсэров предостаточно. Один из основных претендентов – «Профцентр», возглавляемый бывшим губернатором Кемеровской области Михаилом Кислюком. Свое желание сотрудничать с мироновцами он объясняет просто: «До появления «Справедливой России» у власти не было соцзаказа, теперь он есть. Перед нами стоит задача создать не новые или независимые профсоюзы, а настоящие профсоюзы». ФНПР, по словам Кислюка, – это «крупная монопольная бизнес-структура, выступающая партнером «Единой России».
Среди конкурентов «Профцентра» такие организации, как Всероссийская конфедерация труда (ВКТ), Независимый профсоюз горняков и СОЦПРОФ. Лидер СОЦПРОФа Сергей Храмов уже обратился к Миронову с амбициозным предложением по созданию альтернативы ФНПР в течение двух-трех месяцев. «Политическое значение может иметь только второй российский профсоюзный центр, – подчеркнул он в разговоре с корреспондентом «НГ». – Сейчас каждый чиновник знает, что разрешено быть либо в «Единой России», либо в «Справедливой России» без опасений за свое служебное продвижение. Также и работник должен знать, что он может состоять либо в ФНПР, либо в новой структуре, и это не приведет к административному преследованию, лишению премий и тому подобным вещам».
Между тем руководство партии пока не считает возможным сформировать единую профсоюзную структуру к концу текущего года. «У этих организаций совершенно разные пути и разные представления о развитии профсоюзного движения», – признает Рукина. Созданию второго «профсоюзного кулака» мешают не только амбиции лидеров. Сегодня не может быть альтернативы ФНПР, полагают в партии, так как эта организация унаследовала всю профсоюзную собственность и монопольно подписывает соглашения с правительством. Депутат-единоросс Андрей Исаев отмечает, что у новых структур нет потенциала для развития: «Попытки создать альтернативу ФНПР предпринимаются уже 17 лет. Небольшие профсоюзы возникают, и это естественно. Однако у них есть одна особенность – как только они чего-то добьются, трудящиеся, в них записавшиеся, переходят в ФНПР».