Юрий Чайка не склонен делиться полномочиями.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
Завтра депутаты во втором чтении обсудят законопроект, согласно которому в стране создается специальный Следственный комитет (СК), подчиненный президенту. Как уже писала «НГ», образован он будет на основе следственного управления Генеральной прокуратуры РФ, чем последняя, понятное дело, была не слишком довольна. Сразу же после внесения законопроекта, подготовленного якобы от имени нескольких депутатов, представители ГП развернули активное сопротивление, однако в первом чтении документ был принят. Прокурорам обещали учесть их замечания и предложения в дальнейшем, и, как оказалось, многое им удалось отстоять, а по некоторым вопросам был достигнут компромисс.
Прежде всего взаимное согласие, судя по всему, было найдено по организационным и структурным проблемам. Теперь Следственный комитет значится не в составе ГП, а только при ней. Более того, если первоначально было написано, что глава СК является первым заместителем генерального прокурора, то теперь такого положения в редакции, подготовленной ко второму чтению, нет. Однако, как и прежде, зафиксировано, что начальник СК назначается и освобождается от своей должности Советом Федерации по представлению президента. Всех остальных начальников этой структуры ставит и отстраняет от должностей уже лично глава государства по представлению руководителя СК. Интересно, однако, что в главном для любого начальника вопросе, а кто же в конце концов главнее, победил, если судить по нынешнему тексту, именно генеральный прокурор. Например, если независимым следователем будут допущены какие-то нарушения, а прокурор их обнаружит, то жаловаться он должен вышестоящему начальнику этого следователя. Если же те – вплоть до самого начальника федерального СК – в прокурорских претензиях откажут, то окончательное решение, а именно так и говорится в законе, примет исключительно генеральный прокурор. Система эта выглядит искусственно, так что уже сейчас понятно, что людям, которые попадут под следствие и против которых будут допущены какие-то процессуальные нарушения, жаловаться на произвол окажется гораздо сложнее.
Интересно, что прокуратура, у которой следователей должны отнять, тем не менее без следственного аппарата все-таки не останется. Дело в том, что во всех поправках в Уголовно-процессуальный кодекс, которыми проводится разделение ГП на прокурорскую и следовательскую службы, ко второму чтению сделано еще одно разделение. Следователи и дознаватели теперь упоминаются не через запятую, как раньше, а через союз «или». То есть у прокуратуры все-таки останутся люди, которые смогут возбуждать либо прекращать уголовные дела под полным контролем прокуроров. Как следует из самого УПК, дознаватели – это в основном сотрудники внутренних дел или других органов исполнительной власти, которым разрешены следовательские функции: ФСБ, таможня, приставы, командиры воинских частей и так далее. Интересно, правда, что думский комитет по конституционному законодательству и государственному строительству вчера распространял подготовленные им ко второму чтению поправки явно только для ограниченного круга лиц. Например, зампред думского комитета по безопасности Виктор Илюхин заявил «НГ», что он не в курсе произведенных изменений, хотя именно Илюхин был одним из главных защитников интересов Генеральной прокуратуры.