Во вторник власти Санкт-Петербурга впервые пошли навстречу организаторам «Марша несогласных» и разрешили провести шествие по городу 1 мая. Полной свободы действия им все же не дали – на вчерашнем совещании в Смольном «несогласных» предупредили об ответственности в случае, если в их акции примут участие активисты движения Эдуарда Лимонова.
Однако задерживать людей на марше с символикой организации Лимонова было бы незаконно. Хотя Мосгорсуд и признал движение Лимонова экстремистской организацией, его решение еще не вступило в законную силу. Суд огласил только резулятивную часть, то есть только конечное решение, а какие основания были для этого у суда – до сих пор не известно. Если же организация в итоге будет признана экстремистской, то формально людей, которые выходят на улицы с флагами этого движения, могут задерживать. В настоящее же время сотрудники правоохранительных органов не имеют права останавливать тех, к чьим рубашкам приколот значок лимоновского движения. Хотя бы еще и потому, что относительно символики лимоновцев пока никакого официального решения также не принято.
Существует, правда, предписание прокурора города Москвы (отношения к Санкт-Петербургу оно никакого, естественно, не имеет) о том, что нельзя использовать в прессе аббревиатуру организации Лимонова и что до решения суда партия должна приостановить свою деятельность – не участвовать в выборах, шествиях, митингах, не открывать банковские счета. Это, конечно же, абсурдно, потому что ее нет – этой партии, она не зарегистрирована и в выборах участвовать не может. Но тем не менее такое предписание есть. И речь в нем идет о конкретной структуре. Что же касается обычного гражданина, то он имеет полное право спокойно выйти на улицу хоть с лимоновским значком, хоть с флагом.
В общем, как представляется, организаторы «Марша несогласных» в Питере должны обжаловать это предупреждение властей в суде. Точно так же, как Савенко (настоящая фамилия писателя Эдуарда Лимонова. – «НГ») обжаловал предписание прокурора о приостановлении деятельности партии. Другое дело, что жизнь есть жизнь, и, несмотря ни на что, я уверен, людей из опальных организаций все равно будут задерживать. Но, повторю, если «беспартийный» гражданин выходит с флагом такой организации и кто-то станет ему препятствовать, то это будет сделано неправомерно.
Но мы живем в особом государстве, где люди всегда должны быть готовы к «сюрпризам» со стороны правоохранительных органов. В случае с лимоновцами это обычно выглядит так. Задержанным задаются всего два вопроса. Первый: являетесь ли вы членом движения Лимонова? Молодые люди, как правило, «рвут на себе рубашки» и кричат: «Да! Мы национал-большевики!» Второй: вы вышли на этот митинг по распоряжению руководства вашей партии? Здесь активисты тоже часто говорят, что их послала партия и они пойдут за ней куда угодно. Вот вам и повод для возбуждения административного, а то и уголовного дела. Надо понимать – никакой партии формально не существует, а то, что граждане проявляют инициативу, делается по их личному желанию. И здесь нет натяжки. Вот, например, вышел на шествие человек с красным флагом, на котором изображены серп и молот. Кого он представляет? СССР? Это же не фашистская и национал-социалистическая символика, которая официально запрещена, на что есть соответствующие указы. В общем, как показывает практика, если на приведенные два вопроса люди ответят, что вышли на шествие как обычные граждане, а флаг им, допустим, просто нравится, то им ничего сделать нельзя. И символика на флаге абсолютно ни при чем. Так что те люди в Смольном, что предупредили «несогласных», чтобы в их рядах не было лимоновцев, мягко говоря, погорячились.