После скандала вокруг закона о Знамени Победы думское большинство подчеркнуто внимательно относится к событиям советской и российской истории. Название американского боевика «Вспомнить все» стало, кажется, лозунгом «Единой России». Ныенешняя парламентская кампания партии власти все явственнее копирует аналогичное мероприятие 10-летней давности. Зампред думского комитета по обороне Андрей Головатюк только что внес законопроект, устанавливающий в России новую памятную дату – «22 июня – День начала Великой Отечественной войны (1945) – День памяти и скорби». Как и с законом о Знамени, основой для инициативы послужил указ Бориса Ельцина, подписанный им перед выборами 1996 года.
Напомним: другой зампред думского комитета по обороне, Алексей Сигуткин, внося в прошлом году проект закона «О Знамени Победы», тоже опирался на ельцинский указ от 15 апреля 1996 года. Именно это обстоятельство добавило тогда раздражения противникам появления символа победного флага. Реанимированная таким образом предвыборная инициатива Ельцина пользы, в том числе и пропагандистской, «Единой России» не принесла. Однако была еще одна инициатива Ельцина. 8 июня того же года своим указом он сделал день начала Великой Отечественной войны Днем памяти и скорби. Этот указ продолжает действовать, но думцы решили, что важная дата должна быть зафиксирована в законе «О днях воинской славы и памятных датах России». Особой нужды в задумке нет, если не брать в расчет острой необходимости единороссов реабилитироваться в глазах граждан после истории со Знаменем Победы.
Автор законопроекта Андрей Головатюк уверяет: его цель – «устранить недочет, допущенный в 2002-м при установлении памятных дат». И действительно, в вышеупомянутом законе, который пришлось принимать после того, как радикально был изменен календарь праздничных дней, о 22 июня депутаты в спешке забыли. Между тем, подчеркивает Головатюк, эта дата «всенародно признана, а практика ее отмечания имеет продолжительную историю со времен СССР».
Стоит заметить, что в думском портфеле сейчас находится много законопроектов, предлагающих установить какую-то новую памятную дату. Все они лежат под сукном из-за того, что с тратой даже того десятка-другого миллионов рублей, который в дальнейшем будет необходим для проведения соответстсующих мероприятий, правительство не соглашается. Однако на этот раз с финансированием 22 июня правительство согласилось. Причем, судя по его заключению, не потому, что «в этот день народы России скорбят по всем соотечественникам, которые ценой своей жизни защитили страну в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов и стали жертвами других войн». Для исполнительной власти решающим стал другой довод: «Введение новой памятной даты не потребует дополнительных средств из федерального бюджета, так как они были учтены в связи с реализацией указа президента РФ от 8 июня 1996 года № 857». Вот так благодаря уже забытым предвыборным обещаниям Бориса Ельцина единороссы смогут принять закон, который, без сомнения, покажет, что партия власти историческое прошлое страны все-таки уважает. А после майских праздников, как стало известно корреспонденту «НГ», думское большинство внесет в тот же самый закон о памятных датах день 3 сентября. Он будет называться Днем окончания Второй мировой войны. Депутаты, правда, сначала хотели написать, что это должен быть День победы над Японией в 1945 году, но их поправили. Так что решение не выпячивать антияпонский характер нового памятного дня стало компромиссом между исполнительной властью, которая из-за внешнеполитических соображений не давала разрешения на утверждение проекта, и думцами, которым постоянно нужны были дополнительные поводы для привлечения положительного внимания общественности.