0
939
Газета Политика Интернет-версия

20.04.2007 00:00:00

Скучная история

Борис Парамонов

Об авторе: Борис Михайлович Парамонов - писатель, философ (Нью-Йорк).

Тэги: сша, массовое убийство


1 декабря 1997. Майкл Карнил, 14 лет, убил троих и ранил пятерых человек в школе городка Уэст Пэдьюка, штат Кентукки.

24 марта 1998, Джонсборо, штат Арканзас. 13-летний подросток и его двоюродный брат одиннадцати лет убили четырех девочек и учителя, ранили еще 11 человек.

21 мая 1998, Спрингфилд, штат Орегон. Кип Кинкел, 15 лет, застрелил четверых и ранил десятки человек.

20 апреля 1999, Литтлтон, штат Колорадо. Эрик Харрис и Дилан Киболд убили 12 и ранили десятки школьников («убийство в Коломбайне»).

21 марта 2005, Рэл Дэйк, штат Миннесота. Джеф Вейс застрелил деда, его приятеля, пятерых соучеников, учителя и охранника школы.

2 октября 2006, Никел Майнс, штат Пенсильвания. Чарлз Робертс, 32 года, убил четырех и ранил семерых девочек в школе менонитов-амишей.

16 апреля 2007 ┘┘┘┘ сами знаете что.

Эти гекатомбы, «массакры», как их называют в Америке, давно перестали быть новостью. Новостями их делают те, кому за это деньги платят, – работники медиа. И те уже стараются вовсю, не замолкают много дней. Телевидение сейчас круглосуточное, не говоря об интернете. То обстоятельство, что трагедии забалтывают, еще более подчеркивает обыденный характер происходящего: на ТВ и так каждый день 24 часа в сутки непрерывно разговаривают.

Уже выработался рутинный ритуал. Сначала – «репортаж с места событий»: в кадре полицейская машина и репортер-язык-без-костей. Потом – интервью с перепуганными свидетелями. Интервью с начальником местной полиции. В вечерних новостях начинают высказываться эксперты – психологи и криминологи. Нескончаемый разговор о необходимости введения контроля над оружием, а то и запрета на его продажу (только зарегистрированного в стране уже 66 млн. единиц). Контраргументы сторонников демократической идеи вооруженного народа (см. Апрельские тезисы Ленина). Потом – кампус на следующий день: горящие свечи на лужайках и студенты, плачущие и утешающие друг друга (утешение по-английски – «комфорт»). В иных случаях (как сейчас) появляется президент США с соответствующей речью. Все это знакомо до чертиков, никуда не ведет, ничего не меняет и смертельно надоело.

Это быт, а не катастрофа, хроника, а не история. Философы когда-то установили, что качество историчности событие приобретает исключительно в одноразовом статусе: то, что нельзя отнести к какой-либо общей рубрике. А то, что повторяется, да еще регулярно, – это не история, а «природа», то есть нечто поддающееся измерению и счету и тем самым подводимое под понятие закономерности.

Психологи и криминалисты, «профилирующие» преступников, больше всего говорят о типе невротического одиночки, плохо адаптированного в кругу сверстников, избегающего контактов, угрюмого и зажатого. Но таких неконтактных невротиков на земле – десятки миллионов, и громадное их большинство изживает свою неконтактность, читая книги (я), или сидя с удочкой (дядя Вася), или клея из бумаги театр (губернатор Лембке), или выпиливая по дереву (инженер Птибурдуков). Лучший способ не озвереть и не бросаться на себе подобных – избегать социальных давлений. Но бывают общества, в которых это невозможно, и такие общества по праву называются тоталитарными. В США нет тоталитарной политической системы или идеологии: здесь тоталитарная психология с ее единственным критерием – успехом. Человек, не доказавший себе и другим, что он отвечает этому критерию, самого себя искренне списывает со счетов. Дальше все зависит от темперамента: кто потише – уходит в наркоманы, кто поагрессивнее – запасается пистолетом.

В Соединенных Штатах Америки нет культуры одиночества. Здесь больше не котируется Уолдо и жизнь в лесу. Американская жизнь подвергнута тотальной экстериоризации, выбрасыванию наружу. Отсюда же то, что недоброжелатели называют «американским империализмом». Тут нет злой воли – просто Америку распирает от собственной силы, ей не усидеть на месте, в лесу Генри Торо. Это то, что древние называли «хубрис» – гибельная самонадеянность человека, посчитавшего, что боги ему не указ и не помеха.

Но где сегодня эти боги? В Тегеране, что ли?

Была еще недавно в Америке великая литература, и была в ней великая книга – «О мышах и людях» Стейнбека. Там гигант-дурачок Ленни мечтал разводить кроликов и лелеял мышек, которые не выдерживали прикосновения его гигантских ладоней. Он искренне любил людей и животных. Просто он был слишком большой. В Америке сейчас книг не читают и потому уверены, что быть большим и сильным необходимо. Те же, кто маленький и слабый, доказывают обратное при помощи технических средств.

И это стало постоянным, как погода.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1351
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1346
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1105
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
701

Другие новости