Мартовская региональная кампания еще раз подтвердила прямую зависимость результатов выборов от задействованных информационных рычагов. Нынешняя информполитика федеральных и региональных властей в целом позволяет предсказать результаты выборов в Госдуму. Об этом свидетельствуют данные, подготовленные специально для «НГ» информационно-аналитической системой «Медиалогия». Информационное пространство анализировалось по количеству упоминаний о партиях в период мартовских выборов как на центральном телевидении, так и в региональных СМИ.
Федеральные телеканалы без сбоев отработали региональный избирательный цикл. Напомним: основная интрига выборов заключалась в том, сумеет ли получавшая поддержку в верхах «Справедливая Россия» навязать бой своим основным конкурентам – «Единой России» и КПРФ. Еще в январе эсэры занимали пятое место по количеству упоминаний в телеэфире (34), уступая даже «Яблоку» (39). Небольшую сенсацию сотворили коммунисты – соратников Геннадия Зюганова упоминали 83 раза. Можно сказать, что в январе телевидение «отдыхало» от политики. Так, Первый канал уделил партийной тематике не более двух часов.
Ситуация коренным образом изменилась за месяц до избирательной кампании. Если количество упоминаний о коммунистах осталось на прежнем уровне, то единороссам и эсэрам стремительно «накачивали рейтинг». В феврале об этих партиях было соответственно 204 и 138 упоминаний. Возросло также количество сообщений об СПС – в феврале о партии Никиты Белых говорили чаще, чем о ЛДПР. Изменился и хронометраж роликов, посвященных партийной борьбе, – «вторая кнопка» уделила этой тематике более 10 часов. Интересно, что характер телевизионных сообщений был скорее нейтральным. В период наивысшего накала борьбы – с 1 по 12 марта – количественные показатели практически сравнялись. В феврале основная масса упоминаний приходилась на прямую речь партийных лидеров. В то же время телеканалы избегали конфликтных и негативных материалов. В марте рекордсменом по негативу стало «Яблоко», «зачищенное» с выборов в Санкт-Петербурге.
Взвешенная позиция федеральных каналов не позволила им сыграть роль главного информационного рычага в регионах. Здесь на первый план вышли местные телевидение, радио и печатные СМИ. Данные, предоставленные «Медиалогией», свидетельствуют, что и региональный информационный ресурс, зачастую подконтрольный местным администрациям, сработал исправно. Проценты, набранные партиями, хорошо соотносятся с числом упоминаний в региональных СМИ. Накануне выборов «Единая Россия» предприняла массированную атаку в проблемных регионах. В январе количество сообщений о партии власти в Самарской области составило 223 против 83 у «Справедливой России». Напомним: единороссы пообещали взять реванш, после того как мэром Самары стал эсэр Виктор Тархов.
Политическая борьба, навязанная эсэрами, во многом велась на информационном фронте. В Санкт-Петербурге по количеству упоминаний в СМИ мироновцы наступали на пятки единороссам и заметно опережали всех остальных участников. В Ставропольском крае «Справедливая Россия» и вовсе переиграла «Единую Россию» – с 1 по 12 марта о партии было 35 упоминаний против 27 у единороссов. Провал эсэров в Омской области также легко объясняется отсутствием значимого информационного влияния в регионе.
«Информационный ресурс прошел тест «на отлично», – соглашается ведущий научный сотрудник Левада-центра Леонид Седов. – Итоги мартовских выборов позволяют предсказать расклад сил в новой Госдуме». Между тем власть может просчитаться, делая ставку исключительно на телевидение. «В крупных городах у телевидения появился мощный конкурент в виде интернета, – отмечает директор по коммуникациям ВЦИОМа Игорь Эйдман. – А в регионах ведущую роль может сыграть прямая агитация».