То, что сама идея создания картеля производителей газа может беспокоить потребителей, выглядит логично. Однако эта логика необязательно имеет под собой основание. Если экспортеры станут злоупотреблять своим монопольным правом для установления чрезмерно высоких цен, они спровоцируют серьезный рост цен в странах-потребителях, некоторые из которых одновременно являются производителями промышленных товаров, закупаемых странами – экспортерами газа. Таким образом, удорожание произведенной продукции будет компенсировать цену газа, а относительная цена на это топливо, то есть его стоимость, выраженная в покупательской способности по другим товарам, понизится. В экономике же важна скорее не абсолютная цена, а цена относительная. Только беднейшие страны могли бы оказаться в случае непомерных цен на газ в тяжелом положении. Впрочем, эти страны обычно потребляют немного газа, опираясь на иные источники энергии.
В действительности картель производителей, в случае хорошего управления, мог бы оказаться взаимовыгодным как для его участников, так и для потребителей. Как ни странно, но, если взглянуть на особенности динамики в энергетическом секторе, у экспортеров и импортеров газа есть общие интересы. Так, максимальное снижение цены на газ сейчас не в интересах потребителей. Особенно если это повлечет сокращение инвестиций в энергетический сектор в странах-производителях, а также поставит под вопрос целесообразность необходимого перехода к возобновляемым и более экологически чистым источникам энергии. Минимальные цены не продержатся долго, но приведут к резкому скачку в стоимости, когда начнет снижаться добыча газа, а разработка новых источников энергии и меры по энергоэффективности при этом будут буксовать. Одновременно не в интересах производителей незамедлительное установление максимально высоких цен. Ведь это может вылиться в снижение спроса на газ, резкий рост цен на товары, которые они приобретают, а также в крушение оценок, на которых они строили свои бюджеты и экономические прогнозы. Одним словом, и производители, и потребители нуждаются в разумных и стабильных ценах. Это – условие энергетической безопасности.
Прогнозирование цены важно и тем, и другим для реализации эффективных энергетических стратегий. Эти стратегии, в частности, предполагают объемы долгосрочных инвестиций, а чтобы их определить, нужно иметь представление о будущем изменении цен. В теории это возможно. Можно было бы рассчитать изменение стоимости добычи с учетом увеличения сложности извлечения топлива на новых месторождениях. Так, стоимость добычи одного кубометра газа на Штокмановском месторождении будет значительно выше, чем того, что добыт на разрабатывающихся и менее сложных в эксплуатации, но иссякающих месторождениях.
Газовый рынок организован лучше, чем нефтяной. Двусторонние соглашения между потребителями и производителями регулировали цены в течение десятилетий. Но сейчас все меняется. Можно опасаться резких и необоснованных колебаний цен в будущем, что сделает среднесрочные и долгосрочные экономические прогнозы невозможными. Это пагубно скажется на процессах инвестирования и у производителей, и у потребителей.
Картель – разумно управляемый и обеспечивающий диалог с потребителями – представляется лучшим выходом из спекулятивной анархии, царящей сегодня на так называемых спотовых рынках, где формируются тенденции мировых цен. Он мог бы способствовать энергетической безопасности для каждого. Экономическая теория показывает, что успех оптимального краткосрочного выбора ведет к оптимальному долгосрочному выбору, только если все участники рынка хорошо осведомлены, а условия для сбалансирования спроса и предложения абсолютно симметричны. Но эти гипотезы невозможно реализовать. На практике же оптимальные долгосрочные решения достигаются через неоптимальные краткосрочные. Картель производителей, обеспечивающий согласованное регулирование цен, как раз является таковым.