Похоже, назначение Анатолия Сердюкова на пост министра обороны не было случайным, и Кремль связывает его деятельность с проведением активных мероприятий по значительному повышению эффективности средств и ресурсов, вкладываемых в национальную оборону. Такой вывод следует из вчерашних заявлений самого Сердюкова накануне проведения в Санкт-Петербурге первого в постсоветской истории сбора руководящего состава Финансово-экономической службы (ФЭС) ВС РФ.
Сердюков заявил, что в самые короткие сроки все силы направит на «создание более прозрачной системы рационального и целевого расходования бюджетных средств, поступающих в Вооруженные силы». В армии и на флоте будет проведена инвентаризация. Мобилизация армейских финансистов на контроль армейского рубля – это только одно ноу-хау, которое намерен внедрить Сердюков в военном ведомстве. Себя он расценил как главного организатора «грамотного и результативного управления всем процессом подготовки и жизнедеятельности войск».
Министр обороны не скрывает, что в МО РФ будут как кадровые перестановки, так и «определенная корректировка деятельности существующих органов военного управления». С этой целью, по его словам, «в настоящее время уже создана специальная рабочая группа, которая проводит анализ и оценку возложенных на Министерство обороны функций. Результатом ее деятельности станут рекомендации по оптимизации управленческого механизма».
Оптимизация – это в переводе с военно-управленческого языка сокращение и изменение структуры подчиненности. Поэтому сейчас, по сообщению источников из Минобороны, в военном ведомстве «все замерли в ожидании перемен». Отмечается, что сформированная Сердюковым спецгруппа состоит исключительно из работников ФЭС, Генштаба и ближайшего окружения министра, пришедшего из налоговых органов. При этом офицеры и генералы МО РФ уверены, что меньше всего сокращение штатов коснется структур, входящих в Генеральный штаб. Как известно, он состоит из трех управленческих главков: оперативного, организационно-мобилизационного и разведывательного и других менее значимых структур. Кроме того, ГШ ВС РФ подчинены три видовых главкомата – Сухопутных войск, ВВС и ВМФ. Как выясняется, Сердюков полностью доверяет этим структурам и пытается убедить в их компетенции и российское общество. Именно ГШ и главки видов войск будут решать теперь все узковедомственные вопросы, связанные с обеспечением и управлением войсками. «Поверьте, в Генеральном штабе и главкоматах хватает профессионально подготовленных специалистов», – заявил Сердюков.
Как считает генерал-полковник Леонид Ивашов, долгое время возглавлявший в военном ведомстве Главное управление международного военного сотрудничества (ГУМВС), «усиление роли Генштаба в управлении войсками должно контролироваться со стороны гражданского общества, а такого контроля пока еще в РФ не создано». Хотя Ивашов считает, что для нынешнего периода развития демократии в стране «назначение нового министра и начало реорганизации военного ведомства – вполне закономерные явления».
Ивашов не исключает, что реорганизация в первую очередь коснется ГУМВС. Такие предложения Генштаб уже делал, и сейчас, возможно, «спецгруппа» Сердюкова воплотит их в жизнь. По мнению Ивашова, возможен такой вариант. Все четыре управления ГУМВС (оно состоит из управлений международно-договорного, военно-технического сотрудничества, сотрудничества с государствами – участниками СНГ и управления по командированию специалистов в зарубежные страны) расформируют. При этом военно-договорная работа и подготовка иностранных специалистов отойдет к Генштабу. Там же будет вместо управления сформирован отдел по сотрудничеству со странами СНГ. Генштабу подчинят напрямую Национальный центр по уменьшению ядерной опасности (НЦУЯО) и Военно-техническое издательство на иностранных языках Минобороны РФ. Все же военно-техническое сотрудничество РФ с другими странами будет курировать соответствующая федеральная служба, созданная в марте 2004 года и находящаяся в ведении Минобороны. Таким образом, из 300 служащих ГУМВС останется только половина.
Военные эксперты не исключают, что будут реорганизованы Главное управление воспитательной работы (ГУВР) и практически аналогичное по численности Управление информации и общественных связей (УИиОС) МО РФ. Отмечается, что в некоторой степени они дублируют свои функции (к примеру, связь с общественными организациями и курирование СМИ). Возможно, в бытность Иванова министром обороны при реализации проекта «Преемник» и ГУМВС, и ГУВР, и УИиОС нужны были в таком расширенном штатном составе. Поскольку Сердюков избегает публичности, вполне вероятно, именно эти управления он «оптимизирует» в первую очередь. По крайней мере он заявил, что при реформировании МО РФ будет добиваться «ликвидации любого, даже самого минимального параллелизма и дублирования в работе органов военного управления, освобождения их от несвойственных функций».
Министр также заявил, что он сторонник исключительно внезапных проверок подчиненных структур. Так уже было в Нахимовском училище, когда из-за грязи и обветшалости потолков Сердюков уволил в запас начальника этого учреждения. Источники из ФЭС отмечают, что за счет сокращения управленческого аппарата МО РФ Сердюков намерен значительно укрепить инспектирующие органы в войсках. Не исключено, что финансист и генерал-инспектор станут главным рычагом нынешнего этапа реформирования армии.