В мае в Москве начнется подготовка к Всероссийскому общественному народному собору, и самое активное участие в ней примут ветеранские и патриотические организации России. Они намерены предложить свой «Русский проект» и, в частности, свою точку зрения на социально-экономическую модель развития нашей страны. О целях и задачах, стоящих перед российским ветеранским движением, наш корреспондент беседует с вице-президентом Академии геополитических проблем, генерал-полковником и доктором исторических наук Леонидом Ивашовым.
– Леонид Григорьевич, какое настроение сегодня у ветеранов и военнослужащих?
– Ветеранское движение беспокоит социальная система обеспечения военнослужащих и ветеранов Вооруженных сил, которая, на мой взгляд, сейчас хуже, чем в обществе в целом. Мы не видим пока каких-либо перспектив, не видим даже какой-то модели будущей России. России, которая состоится через 10, 20 лет. Возникают проблемы по переоснащению нашей армии, морально-психологической ситуации в ней, состоянию призывного ресурса и офицерских кадров. Все это и многое другое вызывает немало поводов для беспокойства.
– Есть ли у ветеранских организаций предложения по изменению ситуации, в том числе в контексте предстоящих парламентских выборов?
– Думаю, что до июня ветераны определятся, какую политическую силу они будут поддерживать на предстоящих выборах. Мы намерены предложить модель нашей внутренней и внешней безопасности, к которой, на наш взгляд, нужно стремиться. И мы предложим политическим партиям, которые искренне возьмутся за реализацию этой программы, свою общественную ветеранскую поддержку.
Мы внимательно анализируем отношение представителей различных ветвей власти к ветеранам. Да, мы видим, как зачастую нас эксплуатируют какими-то мелкими подачками в виде добавки к пенсии или обещаниями продовольственных денег. На каком-то этапе офицерский корпус перестал играть активную политическую роль. И ветеранские организации, и комитет по делам ветеранов пытаются увести свою активность лишь в социальную сферу. Мы же, наоборот, считаем, что ветераны должны стать деятельной политической силой, которая будет влиять и на изменения характера и сущности власти. Наши акции – это только начало, я думаю, большой политической активности!
– Вы рассчитываете, что к вам прислушаются политики. Есть еще Общественная палата, которая как раз и создана для работы с общественными организациями. Однако некоторым ветеранам, чтобы быть услышанными, приходится объявлять голодовки.
– Мы против разного рода челобитных. А некоторые жуликоватые олигархи сначала обобрали страну, заработали на нищете армии, на ее разрушении десятки миллиардов долларов, а теперь для укрепления своих политических позиций пытаются действовать от имени ими же ограбленных! Безусловно, какое может быть доверие к таким людям, как, например, Фридман (член ОПРФ, прошедший туда от Союза семей военнослужащих. – «НГ»), которого и в армии-то никогда не было?!
Я скажу, что офицерский корпус – это ведь прежде всего огромнейший опыт и богатые знания. Поэтому-то мы и намерены выступать именно за нашу политическую активность, за счет которой можно постараться изменить нынешнюю ситуацию в России.
– Почему же ветераны и военнослужащие, далеко не самая слабая категория граждан, находятся сегодня в таком непростом положении?
– Во многом есть наша собственная вина. Что такое ветеран или военнослужащий? Это человек, живущий по приказу, живущий большую часть своей жизни в условиях жесткой иерархической вертикали. И в советское время, и гораздо позже многие из нас уверовали, что наверху лучше понимают, как реформировать армию. Инерция вот этой веры во многом и деморализовала. В реальности же этими вопросами занимались люди, не служившие в армии, которые только ломали сложившиеся структуры┘
Но у нас есть потенциал, опыт, рабочие кадры сохранились. И если поддержать эту конструкторскую мысль, то действительно появится возможность для обеспечения безопасности. Но на это должны быть государственная воля и государственная программа.