Пятничная «революция» Госдумы по поводу сенаторского вето на закон «О знамени Победы», судя по всему, обречена на почетное поражение. В тот же день не только оппозиция, но и некоторые видные единороссы стали предрекать закону новое вето – на этот раз президентское. Между тем это кукольное противостояние, устроенное под занавес отечественным парламентом, фиксирует печальное обстоятельство: на протяжении последних четырех лет у народных избранников ни разу не нашлось более веского повода для применения самого убойного своего оружия.
Уже в пятницу вице-спикер Госдумы от КПРФ Валентин Купцов был уверен: Владимир Путин не сможет в канун Дня Победы подписать такой закон. «Вето президента неизбежно», – сказал Купцов «НГ». И сообщил, что в ближайшие дни вместе с сенатором Николаем Рыжковым подготовит письмо главе государства, попросив присоединиться к инициативе. Таким образом коммунист прокомментировал «НГ» гуляющие по Охотному Ряду слухи о том, что президент в очередной раз исправит ошибку думского большинства. Более радикальная версия происходящего выглядит так: вето президента специально готовилось к празднику. Дело в том, что полтора года проект валялся без движения после первого чтения, но с приближением 9 Мая работа над ним закипела. В эту версию склонен верить депутат из фракции «Родина» Николай Безбородов: «Не очень хорошо президенту строить пиар вокруг такого святого дела, как победа в войне, но даже если это и так, то главное, что закон все-таки будет отклонен».
Без всяких «если» рассуждает о возможном президентском вето в беседе с корреспондентом «НГ» и высокопоставленный единоросс, имеющий хорошие контакты с Кремлем: «Ведь у президента с головой в отличие от некоторых моих коллег все в полном порядке». В тот же день, кстати, еще несколько видных членов фракции ЕР на условиях конфиденциальности поделились с «НГ» своими сомнениями в необходимости принятия такого закона – во всяком случае, прямо накануне 9 Мая. Один из них упомянул даже пресловутое «весеннее обострение». Президентское вето спрогнозировал и один из чиновников кремлевской администрации. По его мнению, многое может зависеть и от того, кто первым придет к Путину с соответствующими предложениями – Борис Грызлов или Сергей Миронов.
Напомним: по новому закону повсеместное распространение в праздничные дни должен получить так называемый символ Знамени Победы – красное почти квадратное полотнище с белой звездой. Ветеранам не нравится исчезновение на «символе» изображения серпа и молота.
Сюжет с наложением и преодолением вето действительно выглядит инсценировкой – независимо от того, что стоит за ней на самом деле. Краткосрочные ее последствия могут быть приятными – ветераны получат от президента хороший подарок к празднику, который ничего не будет стоить дарителю. Однако уходящая Дума может прихватить за собой в историю неприятный комический шлейф. Достаточно будет сравнить нынешний эпизод с действительно важными государственными решениями, послушно проголосованными парламентариями с первого предъявления.