Вчера руководство «Единой России» удовлетворило заявление лидера Аграрной партии России Владимира Плотникова о выходе из фракции партии власти в Госдуме. В этот же день пресс-служба аграрников заявила, что партия пойдет на декабрьские выборы в Думу самостоятельно. И выход из фракции Плотникова должен прояснить этот вопрос. Думские единороссы отнеслись к поступку бывшего соратника с пониманием, назвав его уклончиво технологическим решением.
Экс-руководитель пресс-службы АПР Михаил Тульский считает, что размежевание с «Единой Россией» – фикция и партия власти сохранит влияние на действия аграрников. Причина: теплые многолетние отношения связывают с ЕР не только самого Плотникова, но и многих его подчиненных в руководстве структуры. Так, например, зампред председателя и глава аппарата АПР Вячеслав Телегин, по данным бывшего аграрника, – «друг и выдвиженец секретаря президиума генсовета ЕР Вячеслава Володина, который получил свои посты, в том числе в фермерском профсоюзе АККОР, всегда поддерживавшем все партии власти – от «Выбора России» до ЕР, – именно благодаря заступничеству влиятельного единоросса».
Вероятно, поэтому оптимистичных заявлений по поводу выхода главы АПР из фракции «Единой России» не слышно даже от самых ярых сторонников этого решения. Так, близкий к КПРФ член правления партии и депутат ГД Николай Харитонов признался «НГ», что «дальнейшие перспективы аграриев видятся ему туманными», несмотря на то что «о расколе партии речь уже не идет» и на последнем заседании правления ЦС АПР принято решение о том, что партия «пойдет на выборы самостоятельно».
Для секретаря ЦК КПРФ Вадима Соловьева никакой интриги тут нет: «С помощью аграриев партия власти намерена бороться с Компартией на думских выборах». Каждую новую избирательную кампанию коммунисты проводят все более грамотно с точки зрения юридического и креативного сопровождения, поясняет эксперт Независимого института выборов Александр Кынев. Мартовские выборы выявили неприятные для власти последствия зачистки политического поля: голоса ликвидированных партий, а также тех, кто голосовал «против всех», никуда не исчезли. А поскольку оппозиция активизировалась, то они отошли к ней, а не к «Единой России».
Единороссы, по мнению Кынева, из-за выдвижения АПР отдельным списком на парламентских выборах, конечно, могут потерять пару процентов на селе. Но партия власти все равно окажется в выигрыше: намного больше голосов аграрии заберут у ее главных оппонентов – КПРФ и «Справедливой России». «В целом же эффект от партий-спойлеров будет на этих выборах значительно ниже, чем 4 года назад: электорат стал более разборчивым и не станет голосовать за заведомо непроходимые партии», – уверен политолог.