Завтра новый состав ЦИКа даст официальный старт одному из самых важных предвыборных процессов – переизбранию региональных комиссий. Имена тех, кого рекомендует ЦИК, держатся в строжайшем секрете. Порядок и критерии отбора будущих избиркомовцев – тоже тайна, покрытая мраком. Что заставляет волноваться даже представителей обеих партий власти, желающих получить ключи от избиркомов. Их представители в Центризбиркоме, по сведениям «НГ», в последнее время заметно активизировали свою консультативную деятельность.
По закону, Центризбирком должен назначить по два члена с правом решающего голоса в каждую комиссию субъекта. Один из протеже ведомства чаще всего становится председателем избирательного органа. На первом рабочем заседании члены ЦИКа планируют рассмотреть кандидатов в избиркомы Республики Бурятия, Алтайского края, Калининградской, Ивановской, Ленинградской и Оренбургской областей, а также претендента в председатели Тамбовской областной комиссии. В ближайшее время таким образом должны обновиться более 60 комиссий. По словам главы Независимого института выборов Александра Иванченко, состав избиркомов обычно меняется на треть. Однако в отношении руководящего состава комиссий стоит ожидать большего обновления.
По законодательству, региональные избиркомы формируются на паритетных началах: половину утверждает Законодательное собрание, другую – губернатор. В каждой квоте должен присутствовать выдвиженец ЦИКа. В парламентскую квоту входили по одному представителю от партий, имеющих фракции в Госдуме и в региональном Заксе. Например, проходные билеты в Мосгоризбирком будут иметь кроме кандидатов «Единой России», КПРФ и ЛДПР только яблочники, а в самарском облизбиркоме – представители «Справедливой России», СПС и «Зеленых». Остальные должны будут предлагать своих кандидатов на общих началах. Как правило, шансы для их прохождения крайне слабые. Да и мест на всех может просто не хватить – в среднем число призовых кресел по парламентской квоте не превышает 5–7. В ЕР опасаются, что из-за того, что рассчитывать на губернаторскую квоту эсэрам не приходится – как известно, они почти сплошь единороссы, – мироновцы могут пойти на союз с другими партиями или попробуют заручиться поддержкой членов ЦИКа.
Иванченко считает, что «сейчас позиции у СР в регионах действительно улучшились, она получила во многих регионах представительство в региональных парламентах». Укрепился и ее административный, правда, пока только федеральный ресурс. Но он, как правило, легко проецируется на регионы. По мнению члена ЦИКа с правом совещательного голоса Вадима Соловьева, эсэров по команде из Кремля вполне могут поддержать в ряде регионов те же федеральные инспектора. Ведь «никакого юридического документа, регламентирующего процесс выдвижения и критерии отбора, до сих пор не существует». Даже дотошного до юридических тонкостей экс-главу ЦИКа Александра Вешнякова устраивала эта игра втемную: «Процедура была такой: на Вешнякова выходил губернатор, бывший председатель комиссии или федеральный инспектор по данному региону и – шуры-муры за спиной у остальных – решился этот вопрос. А потом уже под эту кандидатуру формально шло представление. Таким образом партия власти формировала себе большинство». Роль избиркомов в избирательном процессе исключительна – у них в руках картина всей избирательной кампании региона. Здесь скапливается вся информация об участках, свободных от наблюдателей. По словам Соловьева, отсюда же избирательные «кризис-менеджеры» в случае необходимости в территориальные и окружные подразделения дают команды: «В селе Петровка 90% должно быть за такую-то партию».
Так, например, на последних выборах в Орловской области внезапно возник в одном из округов 13-й участок. Только при просмотре 799 дополнительных бюллетеней, по словам Соловьева, поданных кроме одного в пользу ЕР, удалось выяснить, что была мобилизована местная психушка: один слабоумный «избиратель» написал в бюллетене – «я за Николая II».
В связи с обострением политической борьбы, уверен коммунист, роль администрации президента в кадровом отборе кандидатов в избирательные комиссии будет только усиливаться: «За членами ЦИКа останется только одобрямс».
«В канун избирательной кампании никто не заинтересован в обострении отношений», ≈ уверен в достижении политического компромисса Иванченко. Однако если новое руководство Центризбиркома не устранит досадные пробелы в регламенте комиссии – не прописанные процессы жеребьевки, проверки подписей, отбора кандидатур в местные избиркомы, – это негативно скажется как на авторитете ЦИКа в преддверии грядущих выборов, так и на легитимизации результатов самих федеральных кампаний: «Все это надо вносить либо в регламент, либо в специальный закон о статусе ЦИКа, который предложил разработать его председатель Владимир Чуров. Это позволит многие мутные моменты работы ведомства сделать более открытыми».