В течение часа после того, как Виктор Ющенко подписал указ о роспуске парламента, я успел пообщаться с десятком ведущих украинских политологов и представителей политической элиты. И общее мнение моих собеседников было таково, что в поведении президента нет логики. Ясно, что ни парламент, ни правительство не согласятся с указом и страна войдет в стадию длительного политического кризиса. Очевидна нехватка у Ющенко силового ресурса – ведь из силовых министров он контролирует только министра обороны Анатолия Гриценко. Но лояльный министр обороны – это еще не лояльная армия. Электоральная поддержка партии Ющенко «Наша Украина», по данным самых оптимистичных соцопросов, не превышает 9%. Очевидно, что указ президента вызовет обратную реакцию «коалициантов», ставящих под сомнение его полномочия. И тут возможны варианты с отменой третьего тура выборов президента, инициирование досрочных выборов, вообще голосование парламента за отмену поста президента.
Юридической логики в решении президента тоже немного. Ющенко возмутился тем, что отдельные депутаты из фракций «Наша Украина» и Блока Юлии Тимошенко присоединились к правящей коалиции. Интересно, что Ющенко не возмущался, когда в прошлом году Иосиф Винский, выйдя из фракции Соцпартии, официально вошел во фракцию БЮТ. Говорить, что за счет подобных переходов нарушается воля избирателей, достаточно сложно. Каким образом можно доказать, что избиратели голосовали именно за определенную конфигурацию парламентской коалиции? Если же говорить о европейских ценностях, к которым часто апеллирует президент, то как раз им и противоречит императивный мандат, превращающий депутата в машину для голосования. На эту тему еще в прошлом году высказывались представители Совета Европы.
Люди, хорошо знающие украинского президента, объясняют его шаг просто – кто последним вошел в кабинет Ющенко, тот его и убедил. Как известно, последними перед подписанием указа в кабинете президента были лидер блока своего имени Юлия Тимошенко и ее заместитель Александр Турчинов.
Мотивация Тимошенко очевидна – именно за счет падения рейтинга «Нашей Украины» растет рейтинг ее блока. Сегодня БЮТ в глазах населения является основной оппозиционной силой, и у блока есть все возможности для того, чтобы улучшить свой результат по сравнению с выборами 2006 г. Новые оппозиционные проекты (в первую очередь «Народная самооборона» бывшего министра внутренних дел Юрия Луценко) пока не успели раскрутиться. Компартия и Соцпартия еще не осуществили ребрендинг, в котором обе левые партии остро нуждаются.
Если же на Украине пройдут одновременные выборы парламента и президента (а этот вариант вполне реалистичен), то высока вероятность перехода страны к двухпартийной системе (Партия регионов и БЮТ). Но в этой системе нет места для Ющенко.
Складывается впечатление, что одним из моторов изменения позиции президента стала группа «Индустриальный союз Донбасса» (Сергей Тарута и Виталий Гайдук), являющаяся сегодня наиболее влиятельной в окружении Ющенко (ставленники ИСД занимают посты секретаря Совета национальной безопасности и обороны, министра иностранных дел, заместителя руководителя секретариата президента). Группа ИСД пыталась изменить схему поставок газа на Украину из России и Туркменистана, надеясь занять место газового посредника «Росукрэнерго». В этом направлении интересы Таруты и Гайдука пересекаются с интересами Тимошенко, которая также не прочь вернуться в газовый бизнес (известны ее усилия по лоббированию интересов компании «Итера»).
При пересмотре газовой схемы Тимошенко и К╠ готовы пойти даже на увеличение цены на газ. Ведь рост цены ударит в первую очередь по бизнесу Юго-Востока, спонсирующему Партию регионов. Кроме того, в ухудшении экономической ситуации можно будет обвинить Россию.
Политическая и социально-экономическая дестабилизация может подтолкнуть Украину к ускорению движения в блок НАТО. А о вступлении в НАТО в унисон твердят и Ющенко, и Тимошенко.