Лидеры «Гражданской силы» спели гимн подсолнуху.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Вчера «Свободная Россия» провела свой внеочередной съезд. В «Президент-отель», вокруг которого в ожидании приезда туда председателя КНР Ху Цзиньтао охрана была усилена, делегаты и гости съехались к полудню. Впрочем, когда в середине дня китайский лидер приехал в гостиницу, «Свободную Россию» он уже не застал. К этому времени эта партия уже была переименована в «Гражданскую силу», а ее символом стал срезанный и зажатый в чьем-то кулаке да к тому же и явно недозрелый подсолнух.
Председатель Федерального политсовета Александр Рявкин объяснил переименование партии тем, что в новую жизнь, в которой будет в том числе и победа на выборах в Госдуму, надо «войти без шлейфа недоразумений». Новый партийный символ Рявкин похвалил за то, что тот имеет крепкие корни и сильный стебель, но в то же время символизирует постоянное движение вверх. Партийный подсолнух растущим не выглядел. А знатоки цветов вообще решили, что больше всего он похож на топинамбур, или земляную грушу, цветы которой достаточно сильно напоминают подсолнечник. Словно отвечая на висящий в воздухе вопрос о том, что он теперь не начальник в партии, Рявкин рассыпался в благодарностях Барщевскому за то, что он привлек много известных людей.
Впрочем, лидеры ГС шуток на этот счет не принимают. Председатель высшего совета партии Михаил Барщевский уже предупредил всех тех, кто попробует острить на тему семечек: они еще увидят, кого и как станут лузгать. Не обошел Барщевский и скользкий момент партийного единовластия. Таковое, судя по всему, в этой партии отсутствует, а возглавляет ее, по его словам, такой же, как и российский, двуглавый орел – Барщевский и Рявкин. Отсутствует в ГС, как оказалось, и партийная дисциплина. Во всяком случае, глава высшего совета четко намекнул: вступить в партию очень легко, но еще легче – из нее выйти. Однако в его слова о безбрежном внутрипартийном либерализме и демократии поверить было трудно. Например, сам Барщевский сознался, что это именно он своим волевым решением запретил партии участвовать в региональных выборах 11 марта. Причина – «мы не хотели, чтобы нас назвали киллерами СПС и «Яблока». Теперь же, отметил он, эти партии показали, на что же они похожи.
Своему сравнению с этими партиями, а точнее, отказу даже стоять рядом с ними на вчерашнем съезде было уделено много внимания. «Гражданская сила» партию «Яблоко», судя по всему, совсем похоронила, а СПС она отказала в праве быть правой партией. Во всяком случае, Барщевский припомнил Никите Белых со товарищи их левацкую и популистскую риторику на недавних выборах. В этой связи глава высшего совета ГС отмел предположение, что его партия станет отбирать голоса именно у Союза правых сил. «Ни о каком отборе голосов у СПС мы не думаем, это задача КПРФ», – заявил он.
Впрочем, достаточно было послушать доклад Михаила Барщевского на вчерашнем съезде, чтобы понять, что в деле произнесения популярных лозунгов, частично переходящих даже в заклинания, до лидера «Гражданской силы» СПС еще весьма далеко. Например, главный рецепт наведения всяческого порядка в стране от Барщевского был простым: надо, чтобы в ней наконец начал работать малый и средний бизнес. Короче говоря, как поется в припеве гимна новоиспеченной партии: «Еще есть шанс Россию сделать вольной,/ Еще есть шанс России стать счастливой/ – Гражданская растет в России сила/ И к солнцу тянется подсолнух». Правда, сам Барщевский, дезавуируя это торжественное утверждение, на брифинге в перерыве съезда, вспомнив, видимо, что он – бывший «знаток», поведал собравшимся, что подсолнух – никакой не гелиотроп, он просто всегда растет головой к югу.