Так может выглядеть крыша российского посольства в Вашингтоне, если планам генерала Поповкина суждено сбыться.
Коллаж Михаила Митина
Тон официальной реакции на развертывание американской системы противоракетной обороны вдоль российских границ приближается к неконтролируемой истерии. Командующий Космическими войсками РФ, генерал-полковник Владимир Поповкин заявил, что в ряде стран на территории российских посольств могут быть размещены радиолокационные станции системы контроля космического пространства.
Генерал, в частности, сказал: «Сейчас мы прорабатываем вопросы с МИДом об установке таких станций в некоторых наших посольствах, для того чтобы иметь возможность наблюдать вторые включения ступеней и разгонных блоков, которые мы не видим с территории России. Это позволило бы скорректировать полетное задание в случае нештатной ситуации». Эти слова зафиксировал последний номер журнала «Новости космонавтики». (Журнал издается под эгидой Федерального космического агентства (РКА) и Космических войск (КВ) Российской Федерации, а в его редакционный совет входят руководитель РКА Анатолий Перминов и командующий КВ РФ Владимир Поповкин).
Командующий добавил, что радиолокационные станции новой серии не требуют постоянного обслуживания и занимают не больше половины комнаты. Он также отметил: если бы США хотели защититься от иранских ракет, то должны были устанавливать свои элементы ПРО не в Польше и Чехии, а в Турции, которая также является членом НАТО.
Подобные заявления несколько выбиваются из принятых норм взаимодействия государств в сфере противоракетной обороны. Специалист из космических войск, пожелавший остаться неизвестным, сообщил обозревателю «НГ», что слова командующего связаны с активными усилиями Вашингтона по развертыванию системы противоракетной обороны на границах России. Складывающуюся ситуацию эксперт охарактеризовал следующим образом: «США уже несколько десятилетий пытаются создать систему, которая позволяла бы им сбивать наши МБР прямо на старте. До сих пор это не удавалось. Но с распадом СССР, с выходом граничащих с Западом стран из Варшавского договора и с их вступлением в НАТО Белый дом получил такую возможность и не преминул ею воспользоваться».
В Министерстве иностранных дел обозревателю «НГ» не смогли прокомментировать заявление Поповкина. Для них пассаж генерала по противодействию американской ПРО оказался полной неожиданностью. При этом они ссылаются на третий пункт 41-й статьи Венской Конвенции о дипломатических сношениях, утвержденной 18 апреля 1961 года, который гласит: «Помещения представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с функциями представительства». Очевидно, что слежение за космическими объектами несовместимо с функциями любого посольства.
Член Совета по внешней и оборонной политике Виталий Шлыков назвал предложение генерал-полковника Поповкина несерьезным. «Для подобных заявлений должны быть определенные договоренности. Любая РЛС является источником излучения. Вы только представьте себе, что на территории посольства РФ в Вашингтоне, в Париже, Лондоне или где-то еще появится нечто подобное. Американцы, французы, англичане, да и граждане других стран вряд ли будут мириться с подобной помехой их здоровью», – отметил бывший полковник ГРУ.
Бывший сотрудник Службы внешней разведки Станислав Лекарев сообщил обозревателю «НГ», что в российских посольствах за рубежом действуют мощные средства связи. Представительства набиты совершенно секретной аппаратурой космической связи и разведки. «Кроме того, в американских посольствах на территориях стран Ближнего Востока используются радиолокационные станции для обзора подступа к дипломатическим зданиям, в целях своевременного обнаружения террористов. Это маломощные РЛС. Но чтобы речь шла о мощных станциях космического наблюдения – нонсенс», – заявил эксперт и добавил, что в любом случае размещение подобных объектов должно быть согласовано со страной пребывания дипломатической миссии.
Некоторые эксперты считают: заявление командующего, весьма ответственного лица, является свидетельством того, что Россия действительно владеет некоторой новой технологией контроля полета баллистических ракет, не требующей больших энергетических затрат. Но, как говорят специалисты, даже если она и существует, то остается тайной за семью печатями. «Мне не очень понятно, зачем генерал раскрыл секрет, – заметил один из них. – На это может быть только один ответ: успокоить общественность и объявить миру, что у россиян есть чем ответить на американскую ПРО. Хотя у генералов, как известно, не все ладно с дипломатией».