Ровно через неделю на первом заседании члены обновленного состава Центризбиркома должны разрешить интригу с назначением главы ведомства. Среди наиболее вероятных кандидатур – член фракции ЛДПР в Госдуме, зампред комитета по делам СНГ Владимир Чуров и глава комитета по правовым и судебным вопросам Совета Федерации единоросс Станислав Вавилов. Однако уже сейчас эксперты прогнозируют: новый председатель не будет иметь полноты власти Александра Вешнякова. Гораздо большим влиянием станут пользоваться заместитель главы ведомства и секретарь.
Тут версий немного. На пост зампреда Центризбиркома источники «НГ» в Госдуме и администрации президента прочат убежденного государственника, главы Российского общественного института избирательного права Игоря Борисова. В его пользу говорят образование, полученное в родном городе президента, и многолетняя служба в Вооруженных силах. Кресло третьего по важности лица в ведомстве Вешнякова займет, похоже, зампред правового управления аппарата ЦИКа Майя Гришина. Ее пытались провести в новый состав Центризбиркома по квоте Госдумы от фракции «Справедливая Россия» и одновременно – президентской.
Очевидно главное: расклад политических сил внутри ЦИКа с уходом Вешнякова потерял свою актуальность. И в отличие от сюжета с главой – Вавиловым – фактор партийности может сыграть для делегированного в ЦИК либерал-демократами Чурова только положительную роль. Так как идейной марки ЛДПР, как известно, просто не существует.
Да и в руководстве ЕР не склонны поддерживать кандидатуру однопартийца: «Мы не претендуем на руководящие посты в Центризбиркоме. Для нас было бы хорошо, если бы председатель был беспартийным, а еще лучше – представителем другой партии, – поделился соображениями с корреспондентом «НГ» секретарь президиума генсовета ЕР Вячеслав Володин. – Нас и так обвиняют в излишнем влиянии на избиркомы». А присутствие единоросса во главе ЦИКа может наложить тень на победу партии власти в парламентской битве.
В пользу кандидатуры Чурова на пост начальника выборного ведомства говорят также диплом физического факультета Ленинградского госуниверситета (пригодилась правка закона об обязательном юридическом образовании членов ЦИКа) и личное знакомство с президентом. С 1992 года он работал под руководством Путина в комитете по международным связям мэрии Санкт-Петербурга.
«Кадровая политика Кремля в этом вопросе хорошо охарактеризована в фильме Марка Захарова «Формула любви»: «голова – предмет темный и исследованию не подлежит», – резюмирует директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.
По его мнению, Борисов лучше Вавилова и Чурова справился бы с ролью главы Центризбиркома – не только как специалист, хорошо подкованный в научном плане, но и как человек, знающий выборную кухню изнутри. Однако эксперт уверен, что сильная фигура власти на посту правопреемника Вешнякова не нужна. Новый глава ЦИКа будет технической фигурой: «То, что в кулуарах обсуждается не фигура председателя, а весь триумвират, – симптом того, что не будет весомой фигуры главы ЦИКа, а будет некий прообраз коллективного руководства. Ведь одна из главных претензий Вешнякову заключалась в том, что он пытался подменять собой весь ЦИК».
На плечи новых назначенцев ляжет исправление ошибок «излишне» демократичного Александра Вешнякова. Прежде всего приведение к единой вертикали расклеившейся при нынешнем главе ЦИКа системы подчинения региональных избиркомов. В ходе кампании по смене глав региональных избиркомов, сегодня во многом подчиняющихся прихотям местных элит, а не федеральному ведомству. Мартовские выборы показали: Вешняков не смог обеспечить управляемость кампании, отмеченной множеством скандалов.
Между тем источники «НГ» считают, что решения, способные повлиять на ход избирательных кампаний, будут приниматься не в ЦИКе, а в судах.