«Ряд восточноевропейских стран продолжает заниматься интеллектуальным пиратством и незаконно используют прежде всего советские лицензии, несмотря на многочисленные предложения Российской Федерации урегулировать этот вопрос. От некоторых стран мы до сих пор не получили вразумительного ответа на наши предложения».
Такое заявление на последнем заседании комиссии по экспортному контролю сделал первый вице-премьер Сергей Иванов. Из уст руководителя столь высокого ранга подобные обвинения прозвучали впервые.
Впрочем, это давно не новость. Всем, например, давно известно о масштабном пиратском производстве всемирно известного и пользующегося огромной популярностью автомата Калашникова. Директор по особым поручениям компании «Рособоронэкспорт» Николай Димидюк отмечает, что ежегодно наша страна теряет около двух миллиардов долларов, поскольку доля отечественных предприятий, которые выпускают АК и поставляют их на мировой оружейный рынок, составляет всего 10–15%. Остальное – незаконно изготовленные подделки весьма невысокого качества, которые продаются по демпинговым ценам.
Бывшие союзники и друзья Советского Союза ежегодно изготавливают почти миллион автоматов. Стрелковый контрафакт поставлен на поток почти в двух десятках государств – Европы, Африки, Азии и даже Америки. В начале прошлого года Польша, например, подписала контракт на экспорт 30 тыс. автоматов АК-47 и АКМ в Ирак, не получив, как это принято в мировой практике, соответствующего разрешения от России.
В 50-е годы прошлого столетия лицензии на изготовление АК были выданы союзникам и политическим сторонникам бывшего СССР – 18 странам. Создатель знаменитого образца стрелкового оружия генерал-лейтенант Михаил Калашников подтверждает, что им была передана вся техническая документация и «все ноу-хау на этот автомат». Срок лицензий давно закончился, а производство осталось. Отчасти это было выгодно СССР, поскольку безлицензионным оружием снабжались всякого рода повстанческие группировки в Азии, Африке и Латинской Америке. Такой способ выпуска АК позволял спрятать концы в воду: ведь простота конструкции автомата обеспечивала сборку крупных партий при наличии комплектующих практически где угодно. Но на них ставились поддельные фирменные знаки, что мешало определить страну-изготовителя. Таким образом руководство СССР отводило от себя возможные обвинения в снабжении оружием подрывных элементов в различных горячих точках.
Подделываются и другие виды российских вооружений и военной техники. В них меняют некоторые комплектующие, ставят дополнительные устройства и выдают такие изделия за продукцию собственной разработки. На различных международных выставках можно видеть творения российских оружейников, фигурирующие под другими названиями.
В Польше производятся зенитные установки ЗУ-23-2КG, которые практически не отличаются от наших отечественных малокалиберных пушек. Здесь производятся танки ПТ-91 «Твярды», которые, по сути, являются модернизированным российским Т-72. Усовершенствованный переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла» конструкторы и производители Речи Посполитой выдают за ПЗРК ОСА национального производства. Не так давно Румыния пыталась продать на Ближний Восток якобы только что разработанный бронетранспортер, который оказался слегка измененным российским БТР-80.
Сбывая сконструированное в России оружие по низким ценам, пираты не только занимают нишу Москвы на рынке вооружений. Они проворачивают сделки в обход международных норм и правил. А это в условиях роста терроризма может иметь совершенно другие – трагические – последствия для всего мирового сообщества.