Вчера на традиционном совещании в Кремле Владимиру Путину было доложено об отставке главного виновного в срыве лекарственного обеспечения льготников. Михаил Фрадков доложил президенту о решении освободить от занимаемой должности руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) Рамила Хабриева. Михаилу Зурабову удалось избежать президентского гнева, а Дмитрию Медведеву – отчитаться о своих успехах по исправлению ошибок социального министра.
Напомним, что на прошлой неделе президент указал главе Минздравсоцразвития на сбой в системе лекарственного обеспечения. Путин потребовал от Михаила Зурабова «уменьшить аппетиты фармацевтических компаний», напомнив, таким образом, о скандале в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, ряд высокопоставленных чиновников которого были уличены в получении взяток. Глава Минздравсоцразвития не мог не догадываться о неизбежности и неотвратимости продолжения того страшного разговора. Ибо только этим можно объяснить тот факт, что, видимо от сильного волнения, Зурабов не слишком хорошо ориентировался в пространстве зала совещаний Кремля. Его было занесло на другую сторону стола, но вице-премьер Сергей Нарышкин дружески подсказал коллеге нужное направление движения.
Справедливости ради заметим, что с пространственной ориентацией вчера было худо не только у Зурабова. Подобная оказия по совпадению случилась и с первым вице-премьером Дмитрием Медведевым, курирующим социальную сферу. Бывшему главе президентской администрации правильную позицию с улыбкой подсказал его преемник на этом посту Сергей Собянин. Чехарду с креслами министры воспринимали с юмором. А глава Минфина Алексей Кудрин в шутку говорил о каких-то «рокировках» и «кандидатурах на пост министра финансов».
Вчера Путин предоставил Медведеву возможность рассказать о своей роли в исправлении роковых проколов социального министра. В прошлый понедельник, напомним, президент попросил первого вице-премьера «подключиться» к разрешению кризиса с лекарствами. У главного куратора нацпроектов было что ответить президенту. Правительство, по его словам, приняло дополнительные меры по финансированию дорогостоящих лекарств для льготников. «В ближайшее время совместно с ассоциациями больных будет завершена работа по подготовке списков заболеваний, расходы на лечение которых носят длительный характер», – рассказал Медведев. «Работа в каком смысле?» – не понял Путин. «Обеспечение лекарствами больных с такими тяжелыми заболеваниями будет осуществляться по отдельно выработанным принципам и правилам», – пояснил Медведев.
«По отдельным?» – вновь уточнил Путин и поинтересовался у Фрадкова, достаточно ли этих мер для разрешения кризиса. «Ситуация, честно говоря, не очень, – начал глава Белого дома. – Сколько бы денег ни давали, если предпринимаемые меры не будут подкреплены организационными мероприятиями, это в очередной раз может закончиться растратой». Чтобы избежать такого печального хода событий, Фрадков предложил освободить от занимаемой должности главу Росздравнадзора. Фрадков подчеркнул, что «этот сигнал должен пойти по всей вертикали» и получить отклик со стороны губернаторов. Хозяин Белого дома попросил главу Минздравсоцразвития за 2–3 дня подобрать «достойную замену».
На такой тревожной ноте слово было предоставлено социальному министру. Президент поинтересовался, почему из всего объема медицинских препаратов, выделяемых льготной категории граждан, 93% производятся за рубежом. Импортные препараты, подтвердил Зурабов, «являются дорогостоящими», и ключевая задача состоит в том, чтобы перенести в Россию производство зарубежных препаратов.
Зурабову пришлось нести ответ не только за льготников, но и за мигрантов. Правительство вплотную приступило к «мониторингу ситуации» с регистрацией иностранных граждан и их медицинским обследованием, доложил министр. Количество зарегистрированных иностранцев «увеличилось в разы». Тревожной тенденцией стало увеличение выявленных случаев заражения СПИДом и гепатитом у трудовых мигрантов. Путин поинтересовался, началось ли в связи с усилением контроля за работой мигрантов в розничной торговле «замещение нашими гражданами рабочих мест». «Началось! – констатировал Зурабов. – Несмотря на то, что это более дорогая рабочая сила».