Депутаты, эксперты-правозащитники и чиновники правоохранительных ведомств собрались вчера в Государственной Думе на круглый стол по проблемам жертв преступности. Запланировано было мероприятие еще осенью прошлого года, затем перенесено на начало нынешнего февраля, но постоянно откладывалось. Как стало известно «НГ», одной из причин постоянных переносов стала большая занятость председателя правления правозащитной организации «Сопротивление» Ольги Костиной. Вчера она наконец смогла побывать на Охотном Ряду.
Напомним: как уже писала «НГ», структура Костиной продвигается на место едва ли не главной правозащитной организации страны. Сама Ольга Костина, ранее ставшая едва не основным свидетелем в процессе против ЮКОСа, состоит теперь в Общественной палате, а ее муж – замруководителя исполкома партии «Единая Россия» Константин Костин – является основным надзирателем за партийными делами со стороны президентской администрации. Все эти обстоятельства, очевидно, и предопределили тот факт, что вчерашний круглый стол прошел на достаточно высоком представительском уровне. Открыла его первый вице-спикер Любовь Слиска. Она сообщила, что защита интересов жертв преступлений – одна из наиболее острых проблем в уголовном судопроизводстве.
В последнее время на депутатские круглые столы чиновники выше начальника департамента какого-либо ведомства не являются. Вчерашнее мероприятие стало исключением. Статс-секретарь и заместитель министра внутренних дел Николай Овчинников, замминистра юстиции Владимир Колесников, представители Конституционного суда и Совета Федерации – все они выступили на круглом столе, по сути дела отвечая на тезисы доклада Ольги Костиной. Впрочем, откровений в спичах не прозвучало. Более того, думский круглый стол больше всего походил на презентацию правозащитной организации Ольги Костиной: участникам раздавали буклеты, брошюры «Сопротивления» и хорошо исполненные значки из желтого металла.
По сути проблемы ни к чему определенному участники круглого стола так и не пришли. Чиновники уверяли: не все так плохо, как выглядит, а закон только делает первые шаги. Со стороны исполнительной власти звучали и конкретные предложения. Владимир Колесников считает, что надо создать рабочую группу, которая и определит, что может считаться моральным вредом: для одного пощечина – едва не смертельное оскорбление, для другого – полная ерунда.
Опрос, проведенный корреспондентом «НГ» среди депутатов, традиционно связанных с правозащитой, неожиданно выявил: никто из них не слышал о «Сопротивлении». А независимый депутат ГД Владимир Рыжков сообщил, что тенденция создавать контролируемые Кремлем организации в разных сферах общественной жизни видна невооруженным глазом.