0
1177
Газета Политика Интернет-версия

14.02.2007 00:00:00

Партия власти подстелила себе соломки

Тэги: единая россия, регионы, москалец, морозов


единая россия, регионы, москалец, морозов Рядовым избирателям все труднее разобраться в сюрпризах, которые готовят им партийные функционеры.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Избирательное законодательство страны, и так уже выправленное в интересах «Единой России», до декабря 2007 года будет еще один раз исправлено. Вчера первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов заявил «НГ», что «готовятся поправки к закону о выборах в Думу, которые изменят обязательное количество региональных частей в предвыборных списках партий». Теперь, отметил он, предполагается разрешить партиям делить свои партийные списки не на 100, а минимум на 86 частей, то есть по количеству существующих регионов. Кроме того, Морозов сообщил, что обсуждается и предложение отменить обязательный раздел крупных – с электоральной точки зрения - субъектов РФ. Таким образом, от таких крупных регионов, как Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург, партии смогут идти одной колонной. Эксперты полагают, что главной целью поправок станет максимальная мобилизация ресурса губернаторов-единороссов и снижение уровня скандальности при дележке мандатов.

Сейчас партия ждет результатов региональных выборов 11 марта, которые, как было объявлено, станут генеральной репетицией выборов в Госдуму. Весенняя кампания должна показать, как работает уже поправленное прошлой осенью законодательство. Но главное -они призваны продемонстрировать, как между двумя партиями власти будет разделен административный ресурс. Эта проблема для единороссов, очевидно, стала особенно актуальной после высказываний Владимира Путина со словами поддержки как «Единой...», так и «Справедливой России».

Как уже писала «НГ», думское большинство вело активные консультации с администрацией президента по поводу изменения действующей системы обязательного дробления предвыборного списка партий на региональные подгруппы. Напомним, что в 2005 году, одобряя новую редакцию закона о выборах Думы, единороссы настояли на том, чтобы в список каждой партии входило от 100 до 156 таких подгрупп. При этом оговаривалось, что крупные регионы обязательно должны делиться. В числе разделяемых в приказном порядке оказалось шесть регионов: Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Ростовская и Свердловская области. Позиции ЕР в этих субъектах тогда были максимально сильны, и, разделив их на максимально возможное количество частей, можно было провести в Госдуму значительное количество своих депутатов.

А кроме них были еще и поволжские республики, где дисциплинированность электората, тоже весьма значительного по количеству, всегда была весьма высокой. И в этих субъектах РФ, тоже явно не случайно, у ЕР всегда была сильная поддержка. Таким образом, получалось, что, «взяв» все вышеперечисленные регионы, «Единая Россия» получала гарантированное большинство в нижней палате парламента.

Такую идею в 2005 году выдвинул первый вице-спикер Олег Морозов, ссылаясь на то, что чем на меньшее количество избирателей будет опираться региональный список партии, тем больше данная система будет напоминать одномандатные округа, которые в том же году были упразднены. Напомним, кстати, что именно в одномандатных округах административный ресурс всегда играл основную роль, а иначе победить десятки конкурентов было практически невозможно. Максимальное же количество региональных списков, сказал вчера Олег Морозов, останется прежним – на уровне 156. Первый вице-спикер не сказал, когда такая поправка может быть внесена в Думу, но заметил: «...насколько я знаю, она будет подписана представителями всех думских фракций». Первый же заместитель главы думского комитета по конституционному законодательству Александр Москалец подчеркнул, что ее внесение раньше мартовских выборов вряд ли возможно. Конкретные предложения, высказанные Морозовым, Москалец комментировать не стал, отметив, правда, что, на его взгляд, «незыблемой должна быть только Конституция, а вот законы, наоборот, менять надо оперативно, потому что жизнь идет и она всегда опережает право».

А жизнь действительно в последнее время очень сильно опережает право – по крайней мере избирательное. Придуманный единороссами закон о выборах очень хорошо должен был работать при единственной партии власти, но не при двух. По некоторым сведениям, «Единая Россия» очень опасается того, что в Кремле возобладает концепция предоставления обеим партиям власти примерно одинакового количества мест в будущей Государственной Думе. По сведениям «НГ», именно такие декабрьские прогнозы сейчас наиболее популярны в администрации президента. А при таких раскладах может получиться, что в отдельных мелких региональных списках ЕР депутатами гарантированно смогут стать всего лишь первые и вторые номера максимум, а не пятые–седьмые, как выходило раньше по предварительным расчетам. Это уже сейчас начинает вызывать многочисленные скандалы и интриги внутри «Единой России». Кроме того, если у ЕР будет много региональных списков, то возникнет проблема конкуренции с СР по так называемым «паровозам». И если раньше единороссы рассчитывали на то, что когда они, к примеру, в Свердловской области выставят пять списков, а Эдуард Россель возглавит всего один из них, то и этого будет вполне достаточно – избиратели все поймут. Однако при наличии рядом «Справедливой России» никто не сможет гарантировать, что против тех списков ЕР, в начале которых не будет людей с административным ресурсом, Сергей Миронов не выставит более популярных кандидатов. Более того, единороссы ведь не могут исключить и того, что властные фигуры того или иного региона будут распределены между обеими партиями власти поровну.

Прежде всего «Единая Россия» стремится снизить уровень скандальности вокруг формирования списков партии в Госдуму, считает член Центризбиркома Евгений Колюшин: «Такого лобового столкновения разных крыльев внутри партии уже не будет. В начало списка «загонят» одного-двух паровозов, которые не будут получать депутатские мандаты, а остальные люди в списке не будут конкурировать. Если бы, например, Москву разделили на три части, как они хотели, то нужно было бы выделять трех главных людей в партии. А так лидер один, и он всем известен». С другой стороны, говорит эксперт, это позволит единороссам больше эксплуатировать глав регионов. «Очевидно, что списки «Единой России» будут возглавлять главы регионов, – объясняет Колюшин. – Если бы регион дробился на несколько групп, у губернатора был повод избежать «паровозной» участи. Теперь ему сложнее будет отказать партии. Кроме того, неизбежным станет соревнование между главами субъектов, так как ответственность за итог кампании будет персонифицироваться».

2005 год 2006 год
Официальные блоки запрещаются, но запрета на ⌠скрытые■ нет. Представителям одной партии нельзя баллотироваться по спискам другой.
Императивный мандат действовал только для депутатов Госдумы, самостоятельный переход из одной фракции в другую запрещен Императивный мандат распространен и на региональный уровень. Если депутат, избранный по спискам одной партии, переходит в другую, то он лишается мандата.
Графа бюллетеня ⌠против всех■. Имела значение в том случае, если поданных за нее голосов было больше, чем за кандидата или партию, получивших максимальную поддержку избирателей. В реальности служила выходом для граждан, недовольных навязываемыми им властью кандидатами и партиями. Отменена как не соответствующая демократическим нормам, существующим в развитых демократиях, а также потому, что граждане должны делать активный (то есть между имеющимися претендентами), а не пассивный выбор.
Обязательная явка на депутатских выборах в регионах не ниже 20 процентов, на думских – 25. Если не набиралась, выборы объявлялись несостоявшимися. Явка отменена как на депутатских, так и на президентских выборах, хотя для последних она была в размере 50 процентов.
Отказ в регистрации кандидатов только в случае не выполнения ими четко очерченного круга избирательных правил. Неполнота сведений, не заверенные нотариально данные на кандидатов, кандидаты, имеющие приговор суда или административное наказание за экстремистские правонарушения, не имеют право баллотироваться.
Сбор подписей граждан для регистрации кандидата или партийного списка – за собственные партийные деньги, а потом их учет в избирательном фонде. Сбор подписей граждан только после открытия специального избирательного счета, а потому – меньше времени на сбор.
Споры между участниками выборов через суд только по собственной инициативе. Прокуратура получает права участника избирательных споров.
Содержание агитационных материалов – видеороликов, плакатов и листовок – фактически не регулируется, важно только, чтобы они были оплачены из избирательного фонда. Жесткая цензура их содержания, запрет на критику соперников и создание для них отрицательного имиджа.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сенаторов ознакомили с материалами уголовных дел

Сенаторов ознакомили с материалами уголовных дел

Екатерина Трифонова

Следователи и адвокаты спорят о причинах длительного содержания граждан в СИЗО

0
300
Теракт против генерала Кириллова может задеть межнациональные отношения

Теракт против генерала Кириллова может задеть межнациональные отношения

Владимир Разуваев

Задержанный подозреваемый – мигрант из Узбекистана – заявил, что выполнял задание украинских спецслужб

0
473
Партии возвращаются к "народным референдумам"

Партии возвращаются к "народным референдумам"

Дарья Гармоненко

Будущий электорат стимулируют сбором подписей под различными инициативами

0
349
Белгородские предприятия отказались от хранения топлива на приграничных территориях

Белгородские предприятия отказались от хранения топлива на приграничных территориях

0
221

Другие новости