Мюнхенские тезисы президента РФ Владимира Путина, похоже, зафиксировали новые геополитические реалии. Теперь ясно, что Кремль не собирается в будущем мириться с гегемонизмом США и готов, по словам российского лидера, к «асимметричным действиям» в области обеспечения своей обороны.
Военные аналитики и политологи уже поспешили сделать прогнозы и пишут сценарии, как Москва сможет себя защитить в военной области. Мол, будет относительно немного новых современных ракет, подводных лодок, стратегических самолетов и т.п. То есть Россия потратит на это совсем немного денег и не будет втянута в гонку вооружений, «победив» вероятного противника исключительно новейшими малозатратными технологиями. Но посмотрим в действительности, насколько «необременительными» будут военные траты России в будущем? И насколько адекватно это будет отвечать понятию «гонка вооружений»?
Накануне своих встреч с руководством НАТО в Севилье и Мюнхене министр обороны РФ Сергей Иванов рассказал об итогах и планах развития Российской армии депутатам Госдумы РФ. Среди колоссального потока информации на эту тему и разговоров о предвыборных шансах возможного преемника нынешнего президента, как-то незамеченным оказалось заявление министра обороны РФ о том, что для развития Вооруженных сил оптимально их финансирование в размере 3% ВВП. Заметим, что в 2007 году, как и за весь постсоветский период, этот показатель составил 2,6% от ВВП. Значит, в будущем возможно значительное увеличение военных расходов. Данный тезис поддержал спикер Госдумы Борис Грызлов, а также ряд военных депутатов «Единой России», не говоря уже об оппозиционных лидерах, которые давно добиваются роста оборонного бюджета страны.
Хотя этот рост, и довольно значительный, уже наблюдается. По данным министра обороны, озвученным в Госдуме, за 6 последних лет финансирование национальной обороны увеличилось более чем в 3,5 раза – с 214 до 821 млрд. руб. То есть уровень трат на национальную оборону в бюджете страны ежегодно составлял 2,6–2,7% от ВВП. Но так как экономика России росла, реальные расходы на оборону ежегодно увеличивались как минимум на треть. Теперь же, когда возможные отчисления на военные нужды составят 3% от ВВП, с учетом роста экономики ежегодный прирост оборонных расходов в бюджете страны в натуральном денежном виде составит 50–60%. Этот прирост, конечно, выше темпов роста нашей экономики и, естественно, будет замечен в мире.
Как бы мы ни критиковали милитаризм США, но за все правление Джорджа Буша бюджет Пентагона вырос лишь на 65%. А в 2008 финансовом году по сравнению с нынешним он подрастет всего на 11%.
Конечно, подобные сравнения несколько некорректны и требуют комментариев. И в первую очередь в вопросах финансовых объемов, которые тратят РФ и США на оборону. А они в Мюнхене прозвучали. Даже сейчас, по словам Сергея Иванова, военный бюджет РФ в 25 раз меньше аналогичного показателя Пентагона. Но заметим, что стоимость труда, а значит, и продукции военного назначения, у нас ниже, чем в США. И мы в полном объеме продолжаем выпускать военную продукцию, способную парировать военные угрозы Пентагона.
Что бы ни говорили отечественные военачальники о высоких технологиях в оборонной сфере, пока что мы наблюдаем только значительный рост военных расходов в стране, который опережает рост ее экономики и соответствующие показатели в США. И необходимо признать, что «асимметричный удар», которым Россия грозит потенциальным противникам, не может быть дешевым при существующей закрытости военного бюджета и полной непрозрачности распределения заказов в той самой сфере высоких военных технологий, о которой говорят и президент страны, и министр обороны.
Заметим, что тенденция роста военных расходов, темпы которых опережают рост экономик большинства государств, прослеживается для многих стран мира, в том числе и для бывших советских республик. Скажем, если рост ВВП в среднем в государствах СНГ в 2007 году прогнозируется на уровне 7–8%, то их суммарные расходы на военные нужды увеличатся на 36%, то есть более чем на треть. При этом наблюдается закономерность: значительный рост военных бюджетов обнаруживается в странах, имеющих значительные нефтегазовые ресурсы. Так, Азербайджан и Казахстан в этом году уже удвоили свои военные расходы. И здесь Россия, один из лидеров нефтегазодобычи в мире, как мы видим, если и отстает, то не намного.
Так что, похоже, риск включиться в гонку вооружений, которая в свое время погубила СССР, вовсе не исключен.