На днях, требуя повысить бюджет Пентагона, министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что необходимо противостоять возможным угрозам со стороны таких стран, как Россия и Китай, «которые к тому же занимаются наращиванием вооружений». Эх, если бы они и в самом деле наращивались...
Экономическая конкуренция между государствами, похоже, снова, как в эпоху холодной войны, переходит в конкуренцию военную. И в наше рыночное время будет логично оценить эффективность менеджмента Пентагона и Минобороны РФ с позиций успешности конкуренции. Естественно, больше всего нас волнует управление активами российских Вооруженных сил, финансами в первую очередь.
Само военное ведомство видит свою задачу в истребовании все больших бюджетных ассигнований. Для их обоснования позавчера на «правительственном часе» в Государственной Думе вице-премьер – министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что самое важное – довести в ближайшие годы количество новой боевой техники в войсках до 45%. Сейчас в Вооруженных силах числится, по данным Минобороны, 20% новой техники. Это значит, что к 2015 году, а именно на этот срок принята программа перевооружения стоимостью 5 триллионов рублей, надо будет прикупить 25% вооружений. То есть приобретать примерно по 3% вооружений в год. Как-то даже неловко считать такую цифру серьезным достижением. При этом, по подсчетам экспертов, уже к 2013 году до 80% нынешних вооружений, изготовленных еще при советской власти, может почти полностью выйти из строя.
Ежегодно гособоронзаказ увеличивается на 25–30%, количество приобретенной техники остается практически прежним и не выходит за пределы все тех же 3%. И так из года в год.
Гособоронзаказ превратился в «черный ящик», куда миллиарды вкладываются, а на выходе получается подозрительно малое количество вооружений. Что происходит с деньгами внутри «черного ящика», ведомо только его хозяевам в военном ведомстве. Три четверти статей оборонного бюджета засекречены, остальные просто перечислены, но не раскрыты мало-мальски подробно. Это – стальная броня «черного ящика», сжирающего деньги налогоплательщиков.
Если деятельность корпорации непрозрачна и бесконтрольна, неизбежны злоупотребления и большие финансовые потери. Наши главные конкуренты – американцы в такой ситуации тут же увольняют менеджеров, перестраивают управление и берут под контроль финансы. Поэтому избранники налогоплательщиков обсуждают военный бюджет в Конгрессе и дотошно выясняют, на что деньги идут. А тысячи страниц военного бюджета выложены в интернете, чтобы рядовые граждане могли почитать и написать своему конгрессмену, если не согласны с затратами, например, на непомерно дорогие биотуалеты или истребители 5-го поколения.
Зато у нас генералы и старшие офицеры входят в советы директоров и ревизионные комиссии компаний, у которых сами же закупают вооружения. Апофеозом смычки армии и бизнеса стало назначение министра обороны Сергея Иванова главой Объединенной авиастроительной корпорации, а в ее руководство вошел главком ВВС Владимир Михайлов. Сами себе, получается, делают военные заказы, сами оплачивают, сами контролируют.
Вот поэтому в армии США 80% новейших вооружений, планы верстаются вплоть до 2050 года, а каждый доллар взят на учет. В России все наоборот – 80% вооружений сделано еще советскими оборонщиками, дальше 2015 года никакого будущего не просматривается, деньги уходят невесть куда. А при нынешних темпах перевооружения в 3% в год потребуется еще 20 лет, чтобы догнать Америку. Но она к тому времени убежит на 30 лет вперед, если не больше.