Появление нового федерального агентства по закупкам вооружений «несет в себе и антикоррупционную составляющую» и нанесет мощный удар по злоупотреблениям в армии. Об этом в конце прошлой недели заявил вице-премьер – министр обороны Сергей Иванов. Он выступил перед журналистами сразу же после окончания очередного совещания в подмосковном Ново-Огареве, которое было посвящено этому вопросу. «Агентство по закупкам вооружений будет реально распоряжаться сотнями миллиардов рублей в год», – отметил вице-премьер.
Сергей Иванов сообщил, что «агентство будет формироваться за счет численности каждой из силовых структур» и примерный состав его сотрудников будет насчитывать «1100 гражданских лиц». Это означает, что нынешние сотрудники заказывающих управлений силовых ведомств снимут погоны и плавно перетекут в гражданскую структуру. Кандидатуру главы нового ведомства, как отметил Сергей Иванов, определит правительство.
Итак, в новое агентство отправятся работать те же самые сотрудники заказывающих управлений, у которых просто кончился срок военной службы. Пожелавший остаться неизвестным эксперт, много лет занимавшийся размещением заказов Минобороны, расценил этот факт так: «Сроки-то кончаются, а связи остаются». «По существу, создается новый мощный штаб военно-промышленного комплекса. И не так важно, какие там будут сидеть генералы – действующие или бывшие. Борьба предприятий оборонки за возможность стабильного получения огромных оборонных денег сама по себе является очень благодатной почвой для роста коррупции», – заметил специалист.
Сегодня в стране насчитывается около 1,5 тыс. оборонных предприятий. Как правило, заказы получают те из них, где руководящие должности занимают генералы. Капитанам производств такая система супервыгодна. «До сих пор главная военная тайна состояла в том, что почти все руководящие генералы и офицеры входили в состав членов советов директоров ОАО, заседали в ревизионных комиссиях, а некоторые даже служили генеральными директорами ОАО. Они сами же закупали вооружения и военную технику и принимали их от промышленности. Так будет продолжаться еще целый год, до начала функционирования нового ведомства», – подчеркнул эксперт «НГ».
В январе 1961 года, покидая пост президента, боевой генерал Дуайт Эйзенхауэр предупреждал об опасности «сплава могучего военного истеблишмента и огромной военной индустрии». Это крайне опасное для государства явление он и назвал «военно-промышленным комплексом».
Сегодня в США никому в голову не придет посадить действующего сотрудника Пентагона в совет директоров компании, выполняющей заказы по контрактам с военным ведомством. Нормативы жесткие: даже отставным военным запрещается в течение двух лет осуществлять контакты со своими бывшими коллегами от лица фирм, в которых они работают.
Любое лоббирование бывшими офицерами интересов новых работодателей преследуется по закону. Отвечать приходится и действующим сотрудникам Пентагона, если они используют свое служебное положение в личных интересах. Последний раз за оказание услуги концерну «Боинг» в получении контракта на 23 млрд. долл. бывший первый заместитель помощника министра ВВС Дарлин Драйан угодила на девять месяцев за решетку и заплатила 5 тысяч долларов штрафа. А ее подельник – главный финансист концерна Майкл Сирс – был уволен со службы, на четыре месяца отправился в тюрьму, а также заплатил штраф в 250 тыс. долларов.
Но в российском оборонном ведомстве и отечественном ОПК, как видно, не принято прислушиваться к предупреждениям заокеанских генералов. И в итоге гражданский статус нового заказывающего ведомства, работающего одновременно на всех силовиков, скорее всего только поспособствует разрастанию «военно-промышленного комплекса» в российской упаковке.