Парламентская ассамблея Совета Европы приняла вчера жесткую резолюцию, в которой обязала национальные парламенты строго спрашивать власти за отсутствие прогресса в раскрытии уголовных дел, связанных с убийствами журналистов. Более того, в текст резолюции была внесена отдельная строка: «В частности, российский парламент за убийство Анны Политковской». Иными словами, Думу и Совет Федерации обязали поставить расследование убийства российской журналистки под особый контроль.
Англичанин Эндрю Макинтош – автор доклада, на основе которого и была принята резолюция, предлагал пойти дальше: обязать Федеральное собрание России провести собственное расследование убийства Политковской. Но российской делегации в ПАСЕ удалось эту меру заблокировать поправкой. Для чего в ходе почти двухчасовой дискуссии выступавшие от России всячески подчеркивали факт проведения расследования, «взятого под личный контроль генпрокурором Чайкой» и то, что нельзя рассматривать проблему столь однобоко, забывая об ответственности журналистов и об обязательности их самоограничения. Договорились до того, что «свобода слова – опасная бритва в руках ребенка».
Европейцы решили излишне не давить на российских коллег, подчеркнув, что «не обвиняют правительства в том, что они стоят за убийствами журналистов». При этом евродепутаты убеждены, что Совет министров СЕ должен занять активную позицию, «дабы пресечь посягательства на жизнь журналистов». Но без предписания национальным парламентам проводить собственные расследования убийств и контроля со стороны Комитета министров СЕ все старания оказались пустым сотрясанием воздуха. Единственное, где удалось достичь сдвига, – в защите свободы выражения журналистского мнения, которое со времен «карикатурного скандала» ставилось под сомнение не только представителями религиозных конфессий, но и некоторыми европейскими политиками. ПАСЕ зафиксировала, что «никакая группа не может угрожать журналистам, выражающим свое мнение в устной, письменной или художественной форме, даже если это делается во имя религии».
Страсбург