Сенатор Юрий Шарандин готов «перепахать» избирательное законодательство.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
В среду Совет Федерации подавляющим большинством голосов одобрил принятые Госдумой поправки в Закон «Об основных гарантиях избирательных прав», снимающие для членов ЦИКа требование юридического образования. Законопроект не стал предметом широкого обсуждения сенаторов. В интервью «НГ» глава комитета СФ по конституционному законодательству Юрий Шарандин рассказал о том, что осталось «за скобками» процесса.
– Юрий Афанасьевич, вы заявили сегодня, что с отменой юридического ценза вокруг ЦИКа обострится политическая борьба. С чем она может быть связана?
– Когда снимаются ограничения, круг конкурентов, естественно, увеличивается. Можно лишь пожалеть тех, кто в ударном порядке приобретал юридическое образование, дабы стать членом Центризбиркома. Сейчас – в 2007–2008 годах – будет вестись не просто борьба за место, а именно политическая борьба за право предоставить ресурс своим политическим структурам. Госдума предлагает 5 членов ЦИКа – соответственно будет вестись борьба партий. Осенью произошло переформатирование политической системы, значит, своих людей будут проталкивать новые политструктуры. Ряд кандидатур предлагает президент – поэтому вырастет и очередь «ходоков» к главе государства.
– Реформируются ли таким же образом региональные избиркомы? Это положение уже содержится в законе?
– Нет. Во время дискуссии в Думе, посвященной закону, принятому сегодня, прозвучала фраза и о комиссиях субъектов Федерации. Точнее, речь идет о снятии требований в отношении председателей комиссий и их заместителей. Этот законопроект тоже подготовлен в Госдуме, но пока еще не внесен на обсуждение.
– Как вы сами относитесь к этим изменениям в законодательстве?
– Неоднозначно. С одной стороны, я остаюсь сторонником того, чтобы у правоприменителей было юридическое образование. Вместе с тем правоприменение предполагает наличие опыта, а не диплома. Закон, ограничивая круг кандидатов юристами, сужает право граждан на занятие этой должности. С другой стороны, судья, аудитор Счетной палаты и член ЦИКа находятся на одном уровне по степени ответственности. Наилучшим выходом было бы принятие норм, аналогичных закону о Счетной палате – там указано, что у аудиторов должно быть юридическое, экономическое или финансовое образование, либо опыт работы по руководству большими коллективами.
– По вашим словам, у вас есть большие претензии к избирательному законодательству. В чем они заключаются?
– Представьте себе ситуацию, при которой избирательный фонд не наполнен деньгами. Может ли человек заказывать печатные материалы, транспорт и т.д. в кредит, если он не может сразу расплатиться? Полагаю, что – нет, хотя нынешнее законодательство это допускает. Платить за услуги или работы кандидат должен из существующего избирательного фонда. Второй момент. В Законе «Об основных гарантиях избирательных прав» существует понятие «представитель партии». Следовательно, на региональных выборах любой партиец может выступить с любым необдуманным заявлением. Поскольку суд рассматривает его как представителя партии, то это влечет за собой снятие с выборов. Мы хотим, чтобы в законе об основных гарантиях было введено понятие «полномочный представитель» – такое же, как и в законах о выборах депутатов и президента. Кроме того, в законодательстве можно найти огромное количество лазеек – например, в части, касающейся формирования избирательного фонда.