Ирина Роднина призывает россиян повышать коммуникабельность.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Вчера руководство Общественной палаты перечислило интересующимся журналистам подвиги, совершенные членами этого президентского детища в прошедшем году. Главными были признаны три: «дело Сычева», Южное Бутово и случай с Щербинским. Во всех этих коллизиях общепалатники приняли непосредственное участие – живое и незаинтересованное. Видимо, текучка не дала руководству возможности сосредоточиться на обещанном год назад докладе, исследующем состояние гражданского общества. Последнее так и осталось не обследованным опытными специалистами. Доклад, успокоил журналистов секретарь палаты Евгений Велихов, палата представит, но только в начале февраля. Основные положения документа академик раскрыть отказался.
В зачаточном состоянии, как выяснилось, находится и еще одна широко разрекламированная вначале функция палаты – экспертиза законопроектов, рассматриваемых Госдумой. ОП провела экспертизу только 18 законов, но Велихов призвал обращать внимание не на эту скромную цифру, а на то, что механизм общественной экспертизы все-таки оказался запущен. Ждать какого-то прорыва от Общественной палаты, с облегчением продолжил президентский назначенец, в этом году уже не приходится: на носу выборы, и депутатам будет не до советов со стороны. «Экспертиза заработает в следующем составе палаты», – элегантно перевел стрелки докладчик. А чтобы ни у кого не зародилось сомнений в оппозиционности Общественной палаты, строго добавил: члены ОП весьма недовольны принятым в прошлом году законом об общественных организациях, а также Лесным и Водным кодексами.
Проблемы науки и молодежи Общественной палате, как оказалось, тоже рассмотреть было недосуг. Организации, которые занимаются этими вопросами, недостаточно сильны, посетовал Велихов. Впрочем, с легким удивлением заметил ученый-атомщик, граждан больше интересует работа право-охранительных органов. Жалобам на милицию, прокуратуру и прочих должностных лиц посвящено 80% из 9 тысяч обращений в палату, поделился подробностями глава профильной комиссии ОП Анатолий Кучерена. Адвокат сделал важное открытие: чиновник может работать только тогда, когда боится ревизора. Впрочем, осторожно заметил Кучерена, критиковать милицию безоглядно все же нельзя – иначе она так и не выйдет из кризисной ситуации. Для начала адвокат предложил увеличить милиционерам зарплату.
Руководители ОП вяло отбивались от смелых обвинений журналистской братии в связях палаты с Кремлем. У Велихова нашелся убойный аргумент: на заседаниях палаты звучит масса критических замечаний в адрес власти.
В заключение еще раз перечислены были большие и малые свершения отчетного периода. Как выяснилось, громкие скандалы, которые после нашумевшего «дела Сычева» продолжают сотрясать армию, целиком и полностью заслуга ОП, сумевшей раскрыть гражданам и чиновникам глаза на правонарушения. Как пояснила глава комитета ОП по развитию гражданского общества Мария Слободская, если «дело Сычева» развивалось на фоне множества других случаев, неизвестных общественности, то сейчас каждое ЧП в армии уникально. «Массовые случаи уже как бы контролируются общественностью», – предположила Слободская.
Принципом дальнейшей работы Общественной палаты, как заверил Евгений Велихов, станет превращение человека в цель работы государства.