Основная интрига ближайших недель – набор арбитров на главные политические соревнования страны: парламентские и президентские выборы. Понятно, что в сложившейся ситуации никто не требует от избиркомовцев независимости. Но теперь, как показали события минувшей недели, никто не ждет от них уже и профессионализма. В минувшую пятницу Госдума со свистом приняла изрядно заплесневевшую поправку об отмене обязательного юридического образования для членов ЦИКа. Среди прочих ее отклонили во время глобальной правки избирательного законодательства еще весной 2005-го.
Судьба сыграла злую шутку с Александром Вешняковым. Он долго и неистово боролся с единороссами за демократию – чтобы в России не было «выборов без выбора». И не заметил, как задушил в объятиях эту самую демократию в собственных стенах. Члены коллегиального органа в последнее время вели себя по принципу «тише воды, ниже травы».
Председатель ЦИКа старался максимально зарегулировать и до мелочей прописать выборный процесс в законах, скрываясь за маской профессионала-юриста, щепетильно следующего нормам закона, стоящего в стороне от политических споров. Однако чем толще становился Закон «Об основных гарантиях», тем больше беспредела возникало в реальном избирательном процессе. В конце каждой кампании в жертву приносились пара-тройка руководителей низовых звеньев ЦИКа, а судебные разбирательства по поводу массовых фальсификаций, как правило, оказывались безрезультатными. Имя ЦИКа оставалось незапятнанным. В конце концов ведомство перестало выполнять свою главную функцию – демократического буфера, съедающего народное недовольство.
Возник вопрос: нужны ли ухищрения? Так ли уж необходимо демонстрировать видимость оппозиции ЦИКа? Зачем предоставлять его членам все блага: здание в центре города, квартиры, машины, дачи, повышенные пенсии? Гораздо проще сделать его местом почетной отставки. Исходя из этой концепции и самого Вешнякова уже не потребуется высылать послом за пределы Родины, как поступали с его предшественниками. Надо просто лишить короля свиты. Источники «НГ» в администрации президента не скрывают, что черновой вариант списка в Кремле уже существует. А поправка о необязательности юридического образования, которую так срочно внесли и за которую в минувшую пятницу проголосовали сразу в трех чтениях в нарушение регламента покорные думцы, дает возможность враждующим кремлевским кланам провести на «шоколадные» должности своих людей.
Уже найден вполне законный путь избавиться от части членов ЦИКа. Чиновник президентской администрации сообщил корреспонденту «НГ», тыча указующим перстом в небо: читайте Трудовой кодекс. Намек понятен: КЗоТ запрещает пенсионерам занимать госдолжности. Заметим: на сегодняшний день это самые профессиональные и работоспособные представители Центризбиркома – секретарь Ольга Застрожная, заместитель председателя Олег Вельяшев. Кроме последнего, это еще и самые близкие Вешнякову люди. Именно они, как сообщил «НГ» источник, падут первыми. В число приближенных также входят Нина Кулясова, Сергей Большаков и Владимир Лысенко. По сведениям «НГ», в Кремле созрело желание закрепить процесс ослабления ведомства Вешнякова законодательно: в кулуарах администрации поговаривают о подготовке целого ряда поправок в законодательство. Будет ли на то политическая воля – пока вопрос.
Думцы делают вид, что все еще влияют на процесс назначения. КПРФ заявляет, что продолжает настаивать на пролонгации Колюшина. ЛДПР – поддержит бывшую яблочницу Елену Дубровину, «Родина», по слухам, собирается провести от «Справедливой России» своего представителя в ЦИКе Сергея Даниленко, и даже «Родина-2» намерена лоббировать Сергея Глотова. А ЕР вообще заявляет, что претендует на 4 из 5 мест, положенных по квоте Госдуме.
Источник «НГ» в администрации Кремля не разделяет партийного энтузиазма. Закон важная вещь, но политическая воля будет посильнее «Фауста» Гете. Ведь удалось же в свое время провести Александра Вешнякова в ЦИК, где он стал секретарем, а потом и председателем ведомства, вопреки закону. В декабре 1994-го, когда его кандидатура была проголосована в Думе, он имел только техническое образование и еще не защитил диссертацию на юридическую тему, сделав это лишь в январе 1995-го. Член ЦИКа Евгений Колюшин не видит в ситуации криминала: «Все дело в трактовке закона. Когда утверждали – не имел ученой степени, а официально вступал в должность уже кандидатом юридических наук». Заметим: по правилам ВАК на решение о присуждении кандидатской степени уходит не менее 3 месяцев. Кстати, то же самое может произойти с назначенцами-неюристами нынешнего созыва. Если в момент утверждения кандидатур в Госдуме, новая поправка еще не вступит в силу.