На прошлой неделе помощник президента Игорь Шувалов посетил Берлин, чтобы передать германскому руководству эстафету председательства в «большой восьмерке». После громких торжеств на саммите G8 в Санкт-Петербурге многие уже подзабыли о том, что Россия председательствовала в элитном клубе. В чем заключался внешне- и внутриполитический смысл председательства России в клубе ведущих государств? На этот вопрос «НГ» ответили известные политики и политологи.
Константин Косачев, председатель комитета ГД по международным делам
Возможность возглавить «восьмерку» для нашей страны была шансом доказать: наше членство в клубе – не случайность, не дань политической моде и не «шуба с барского плеча». То, что в свое время Советский Союз реализовывал через опору на ядерное оружие и насильственное распространение своей идеологии по всему миру, Россия утвердила и доказала цивилизованными средствами. Председательство России имеет стратегический, долгоиграющий эффект. Внутри страны укрепляются позиции власти и тех политических сил, которые этот внешнеполитический курс санкционируют и поддерживают.
Борис Немцов, член федерального политсовета СПС
Позитивные последствия председательство имело лично для Владимира Путина в роли одного из лидеров ведущих стран мира, для его личного самоутверждения и для упрочения позиций внутри страны. По сути же, наше председательство ни к чему не привело. За это время руководством не был решен ни один из животрепещущих вопросов, стоящих перед Россией и миром: имею в виду борьбу с терроризмом, энергетическую безопасность, отстаивание роли России на постсоветском пространстве. Наше председательство нисколько не скорректировало курс, который проводится внутри страны, – курс на подчинение энергетического рынка государству, монополизацию политической сферы, борьбу с оппозицией.
Сергей Марков, член Общественной палаты РФ
Главной целью председательства было укрепление статуса нашей страны. Саммит Россия–ЕС продемонстрировал, что европейские страны не могут не учитывать интересы России. Внутриполитического смысла было мало. За исключением того, что российским властям пришлось уделить больше внимания многим проблемам. Ну, еще удалось технически организовать такое грандиозное событие, как саммит G8. Кроме того, всем внутренним игрокам пришлось на время позабыть о своих распрях, перенести их на период после саммита.
Алексей Малашенко, член научного совета Московского центра Карнеги
Тема председательства России в «большой восьмерке» оказалась забыта в российском обществе задолго до момента исчерпания российских полномочий. Элита не увидела от этого никаких дивидендов. Никаких практических результатов Россия во главе G8 не добилась, кроме того, что подтвердила свое членство в этом элитном клубе. С другой стороны, главной целью председательства России в «восьмерке» было заявить о себе, это было достигнуто прежде всего благодаря многочисленным визитам зарубежных лидеров к президенту Путину.
Арно Дюбьен, политолог, главный редактор аналитического издания Russia Intelligence
Председательство России в «большой восьмерке» имело символический смысл. Оно было призвано продемонстрировать возросшую роль страны на международной арене. В Европе мало кто ставит под сомнение возросшую роль России. С другой стороны, ее политика воспринимается многими на Западе как не соответствующая заявленным темам: в начале прошлого года – «газовая война» с Украиной, а конец председательства омрачил аналогичный конфликт с Белоруссией. Во внутренней политике поставленная цель была достигнута: председательство преподносилось как признание статуса страны ведущими мировыми лидерами. На зарубежное общество воздействовать удалось в меньшей степени – опросы показывают, что в Европе и США у российского президента низкий рейтинг. И председательство России в G8 не помогло восстановить положительный имидж Владимира Путина за рубежом.