Центризбирком приступил к распределению бюджетных средств, предназначенных на проведение парламентских и президентских выборов 2007–2008 годов. Всего на эти избирательные нужды Центризбиркому отпущено 9,4 млрд. руб.: 4,3 млрд. – на парламентскую, а на президентскую – 5,1 млрд. Вчера сотрудники ЦИКа определили, кто и на что потратит 240 млн. из заветной копилки.
Главным распорядителем первого транша бюджетных предвыборных средств (соотносимого, кстати, с суммой годовых расходов на содержание всего Центризбиркома), станет Российский центр обучения избирательным технологиям самого ЦИКа. По словам главы ЦИК Александра Вешнякова, средства полностью будут направлены на организацию информационно-разъяснительной работы во время подготовки и проведения двух важных кампаний. По его словам, бюджет этого направления по сравнению с предыдущим федеральным электоральным циклом увеличился в полтора раза. Глава Центризбиркома не скрывал: деньги будут пущены на то, чтобы «отмена порога явки не повлияла на интерес избирателей к выборам».
Долго тянуть с распределением денег, по всей видимости, не станут. В программе так прямо и записано: «реализация начинается с момента ее утверждения». Процесс будет осуществляться на основе тендеров, к которым привлекут представителей общественных организаций, социологов, муниципальных чиновников и СМИ.
Чтобы привлечь внимание населения к выборам, ЦИК пошел на беспрецедентные меры. Среди ноу-хау парламентской кампании – шестисерийный историко-документальный, естественно, информационно-разъяснительный фильм о выборах в России, а также компьютерная игра для молодых избирателей, которые для тренировки смогут сходить на участок виртуально. Введение повсеместного мобильного доступа к результатам выборов и размещение на популярных сайтах интернета ссылки на web-страницу ЦИКа – тоже часть новой программы. Предполагается также снять 3 телепрограммы и 42 ролика по 2 минуты каждый, провести два соцопроса и подготовить множество аналитических обзоров «с рекомендациями» и без. Одни только справочные материалы (памятки) для милиционеров предполагается напечатать 100-тысячным тиражом.
Однако, как заявил Вешняков, львиную долю средств (какую именно, он уточнить не захотел), отдадут региональным избиркомам. В их задачу будет входить размещение наружной рекламы «с учетом региональной специфики», призванной побуждать народ идти на выборы в день голосования. Кроме того, на их плечи ляжет организация тематических «передвижных выставок» с использованием архивных материалов местных музеев и экскурсий для молодых избирателей (по всей видимости, на эти же выставки).
Не все в ЦИКе в восторге от информационно-разъяснительной программы. Например, один из сотрудников Центризбиркома считает ошибкой передачу организации «плакатной агитационной живописи» на региональный уровень. Очень часто, что подтверждают судебные разбирательства, информационная работа оказывается беззащитной перед административным ресурсом местных избиркомов. И это может сыграть на руку определенной силе. Речь идет, по словам собеседника «НГ», «о «случайном» совпадении (по форме, цвету, структуре) агитационных материалов кандидата или партии с информматериалами избиркомов, которые могут висеть на участках и в день голосования, создавая у избирателей ассоциации вполне определенной направленности».
Скрытность собеседника «НГ» вполне оправданна. Заседание проходило в довольно нервной обстановке. Могло показаться, что глава ведомства постоянно цеплялся к своим подчиненным, и так демонстрирующим полную покорность и готовность ему служить. В частности, больше всего досталось Валерию Крюкову. Полномочия которого, как и его коллеги Эльвиры Ермаковой, по сообщениям источника «НГ» в высшем руководстве «Единой России», также представляющей в ЦИКе ЕР, уже решили пролонгировать на второй срок.
Воспользовавшись случаем, Вешняков вчера не преминул высказать свое «пфэ» недавней инициативе единороссов, отменяющей обязательное юридическое образование для сотрудников его ведомства: «Это может привести к излишней политизации работы избиркомов».